Главная » Воспитание поведения » Как вырастить оптимиста? Воспитание самостоятельности у детей 3-7 лет
Ленивый полдень, я сижу со своей четырехлетней дочкой Леной на веранде дачи, она пытается сложить паззл "Король Лев". "Это надо класть сюда?" - спрашивает Леночка и пытается засунуть кусочек паззла в форме амебы туда, где должен быть прямой угол.

Как вырастить оптимиста? Воспитание самостоятельности у детей 3-7 лет

Ленивый полдень, я сижу со своей четырехлетней дочкой Леной на веранде дачи, она пытается сложить паззл “Король Лев”. “Это надо класть сюда?” – спрашивает Леночка и пытается засунуть кусочек паззла в форме амебы туда, где должен быть прямой угол.

Один из самых бесценных подарков, который может получить ребенок от родителей, это умение с оптимизмом относиться к окружающему миру.

Ленивый полдень, я сижу со своей четырехлетней дочкой Леной на веранде дачи, она пытается сложить пазл “Король Лев”. “Это надо класть сюда?” спрашивает Леночка и пытается засунуть кусочек пазла в форме амебы туда, где должен быть прямой угол. Вместо того чтобы протянуть руку и сложить картинку самой, приговаривая: “А вот эту сюда”, я мысленно бью себя по этой руке и говорю дочке: “Может, сначала попробуешь найти части, которые встанут в уголки?” Наконец она складывает свой шедевр и показывает его мне с такой гордостью, как будто только что выиграла медаль на Олимпийских играх: “Получилось! Хочу сложить еще один!” Как и любой маме, мне непросто вначале подвести дочку к сложному моменту, а потом отойти в сторону, чтобы она справлялась с ним сама. Но я вижу, насколько это полезно: дочка учится на ошибках, проходит через маленькие испытания, но все равно получает то, что хочет. Пытается ли она выиграть в шашки или понять, как повыгоднее обменяться какой-нибудь мелочью с друзьями, с каждым самостоятельно принятым решением дочь становится более и более в себе уверенной. Она становится оптимисткой. Оптимист это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, скрывающей мрачные мысли. Это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе. Оптимизм это не столько внушение себе положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются. Дети-оптимисты смотрят в будущее с надеждой, потому что верят, что у них хватит навыков и возможностей для решения сложных задач. И если вы сами чаще видите в разных ситуациях отрицательные моменты, чем положительные, тем не менее все же можете дать своему ребенку ключи от двери в мир оптимистов. Эксперты говорят, что даже дети, которые, казалось бы, рождены боязливыми, могут научиться оптимизму. Ни для кого не секрет, что умение быть оптимистичным это тот навык, который делает нашу жизнь намного легче. В ходе одного исследования выяснилось, что школьники, которых преподаватели считают оптимистами, намного легче общаются со сверстниками, дольше и продуктивнее работают над сложными учебными задачами, чем их пессимистичные однокашники. Они лучше себя чувствуют, менее беспокойны, в более старшем возрасте легче восстанавливаются после болезней и намного реже других впадают в депрессию. К счастью, вырастить оптимиста никогда не бывает слишком рано или слишком поздно.

Привейте ребенку уверенность в том, что все, что он делает, важно

У детей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше веры в себя. Когда вы успокаиваете своего расплакавшегося малыша или приходите на школьный концерт с его участием, вы даете ребенку уверенность, чувство защищенности. Если у него есть ощущение, что о нем заботятся, то, попадая в незнакомую обстановку или ситуацию, он будет испытывать то же чувство уверенности, ощущение надежного тыла. Дети учатся заставлять события развиваться нужным образом во время игры. Такие вещи, как музыкальная шкатулка или детская чудо-книжка, издающая звуки при нажатии определенной кнопки, становятся наглядным примером того, как действия связаны с результатом. И вы лишний раз подчеркнете эту связь, говоря после каждого результативного действия: “Посмотри-ка, какой ты молодец, что у тебя получилось”. Пока дети растут, попытки заниматься разными видами деятельности постройкой домиков из конструктора, игрой на музыкальных инструментах, прикладным искусством, настольными играми и компьютерными программами помогают понять, что им удается лучше всего. И в любом случае очень важно разделять энтузиазм ребенка по поводу его новых умений, а не критиковать то, что он делает. Восхищается ли он простенькой картинкой, которую только что нацарапал карандашами, или игрушечной лодочкой, которую смастерил на уроке труда, всегда нужно подбадривать его и говорить, что это замечательно сделано.

Дошкольник, требующий позволить ему самому расчесать волосы, скорее всего, начешет себе колтун. Однако чем больше возможностей проявить самостоятельность мы даем своим детям, тем увереннее в себе они становятся и тем положительнее относятся к самостоятельному решению различных жизненных задач.

Специалисты утверждают, что зачастую родители из желания быть важными для своих детей делают своих малышей совершенно беспомощными. Они сами справляются с задачами своих чад, взращивая у малышей чувство несостоятельности по сравнению со взрослыми или же ощущение того, что нет смысла даже пробовать сделать что-то самим, так как эта работа все равно будет выполнена за него взрослыми, причем в тысячу раз лучше. Мамы и бабушки, несущие рюкзачки с учебниками своих школьников, полагая, что таким образом облегчают их жизнь, оказывают малышам медвежью услугу. Даже если ребенок просто сам несет на спине ранец, он чувствует себя более важным и уверенным в себе.

На самом деле мы проявляем куда большую любовь, если даем своим малышам испытать всю гамму чувств при решении какой-то проблемы от фрустрации оттого, что столько усилий вложено ради какой-то ерунды, до полного удовлетворения, когда ребенок увидит, что у него что-то действительно получается и получается хорошо. Старайтесь прививать им навыки таким образом, чтобы и вам, и малышу было легко что-то делать.

Пусть ребенок чувствует себя важной частью “большой жизни”

Вдобавок к уходу за собой помощь по дому дает возможность ребенку чувствовать себя важной частью семьи и помогает поверить в себя. Давайте вашему малышу посильные задания, например пусть в его обязанностью входит раскладывать хлеб на блюде, а восьмилетний ребенок вполне может накрывать на стол.

Пестуйте его чувство вовлеченности в социум. Людям, участвующим в каких-то полезных мероприятиях для общего блага, намного проще справляться с собственными возможными неудачами. Поэтому ваши дети могут в меру своих сил работать на субботниках по уборке двора или соседнего парка, помогать старушке-соседке ходить за молоком или хлебом.

Дети, привыкшие думать сами за себя, в состоянии лучше контролировать свою жизнь. Нужно много тренироваться, чтобы научиться делать правильный выбор, поэтому как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать, предлагая соответствующие его возрасту альтернативы: например, двухлетку спрашивайте, хочет он пить сок из красной или из голубой кружки; десятилетнего хочет он учить английский язык или немецкий и т.д.

Если у ребенка возникают проблемы, то, задавая наводящие вопросы, можно помочь ему прийти к правильному выводу. Например, если не получается правильно решить задачку по математике, то вместо того, чтобы прямо указывать на ошибку, спросите: “Расскажи, как ты получил этот ответ?” Как правило, пытаясь объяснить, ребенок сможет увидеть свою ошибку и исправить ее.

Объясните малышу, что результат всегда прямо пропорционален вложенным усилиям

Психологи, изучающие связь между мотивацией и учебными успехами у детей, пришли к выводу, что ученики, считающие, что ты должен “родиться умным”, чтобы хорошо учиться, чаще сдаются после первой же неудачи. Но дети, верящие в то, что знания приходят только если очень сильно стараться, зачастую продолжают свои попытки до тех пор, пока не добьются положительного результата. Чтобы внушить такое чувство оптимизма своему ребенку, обращайте внимание на его усилия, а не на продукт этих усилий. Говорите: “Ты, наверное, очень хорошо подготовилась, раз написала такую сложную контрольную на пятерку!” Если малыш сделал что-то хуже, чем надо, то обсудите с ним, каким образом он смог бы улучшить свои результаты. Хвалите его за усидчивость и всегда отмечайте, что успех это результат его собственных действий, а не случайной удачи.

Дети, воспринимающие каждую свою неудачу как подтверждение того, что им никогда ничего не удастся, думающие, что мир настроен против них, и чувствующие свою вину за негативные события, на которые они никак не могли бы повлиять, больше всех остальных подвержены депрессиям. И хотя эксперты соглашаются с тем, что существует генетический компонент, делающий детей более или менее предрасположенными к позитивному мышлению, уроки, которые дети могут получить из своего опыта, также исключительно важны.

Оптимисты склонны воспринимать ход вещей иначе, чем пессимисты. Когда случается что-то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины, постоянной и неизбежной. Они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз можно будет избежать этой ситуации.

Например, после ссоры с подружкой спросите дочь, злилась ли подружка только на нее или в этот день у нее просто было плохое настроение, и она ругалась со всеми подряд. Увидев другие возможные причины ситуации, девочка поймет, что ее вывод о собственной вине в размолвке не единственно правильный.

Если малыш нервничает по поводу результатов контрольной, то вы можете объяснить, что, хотя он и не может ничего изменить, но не должен терять веру в лучшее. И если сейчас все произойдет не так, как он хочет, то стоит подумать, как улучшить свои результаты в следующий раз. Ведь часто ребенок может не справиться с задачей лишь потому, что у него еще нет навыков или он еще не дорос до нужного уровня. Но в ваших силах предотвратить его потерю веры в себя. Негативное мышление можно победить юмором. Можно научить ребенка придумывать смешные небылицы о том, что могло бы быть еще хуже, чем то, что случилось. Тогда все превращается в веселую игру и ребенок забывает о тех досадных событиях, которые с ним произошли.

А ваш ребенок оптимист?

Когда что-то хорошее происходит с оптимистом, он видит в этом свой вклад, воспринимает это как звено в цепочке положительных событий и ждет еще большего в будущем. А как воспринимает жизнь ваш ребенок? Пройдите этот тест и узнаете!

Ваш ребенок: Выигрывает в шашки у друга и говорит вам:

Б. “Он(а) совсем не умеет играть в шашки”.

Говорит, что получил грамоту в школе за успеваемость потому, что:

Когда его отправили к завучу, признался, что:

А. не слушал, когда говорила учительница;

Б. вообще был невнимателен в этот день.

Дарит вам открытку, которую сделал на уроке труда, и, когда вы ею восхищаетесь, говорит:

А. “У меня хорошо получается делать всякие вещички”;

Б. “Моим родителям нравятся некоторые вещички, которые я для них делаю”.

Заводит новую подружку в школе и думает:

А. “Я знакомлюсь с хорошими людьми”;

Б. “Я хороший, поэтому все хотят со мной дружить”.

Подворачивает ногу из-за выщербины в асфальте и говорит вам, что:

Б. “Я последнее время стал невнимательным”.

Следующие ответы получают по одному очку, все остальные 0:

1А; 2Б; 3А; 4А; 5Б; 6А.

Чем больше очков у вашего ребенка, тем он оптимистичнее.

Когда случается что-то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз избежать этой ситуации.

Очень важно уметь разделять энтузиазм ребенка по поводу его новых умений, а не критиковать то, что он делает.

Оптимист это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе.

Умение быть оптимистичным это тот бесценный навык, который делает нашу жизнь намного легче.

О admin

x

Check Also

Из опыта семейного воспитания: Родителям: Статьи: Логобург

В каждой семье есть «особые рецепты» воспитания детей, всевозможные наблюдения и открытия. Хочу поделиться с родителями своим опытом, рассказать несколько, с моей точки зрения, полезных историй.

Идеальный папа – что нужно для воспитания идеального отца?

Помните миф о рождении Афины Паллады? Она вышла из головы собственного отца - Зевса. Вероятно, уже тогда прозорливые греки усмотрели главное различие в отношениях к своим детям у матери и отца.

Золотые правила поощрения и наказания, Азбука воспитания

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Золотая середина воспитания

Золотая середина воспитания Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Известны лишь два вида воспитания – организованное (общественное) и семейное.

Значение поощрения и наказания в практике воспитания

Значение поощрения и наказания в практике воспитания Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания.

Занятия по системе Марии Монтессори, Азбука воспитания

Мария Монтессори родилась в Кьяравалле (Италия). Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.

Задачи и особенности семейного воспитания

Задачи и особенности семейного воспитания» Задачи и содержание семейного воспитания. Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка.

Задачи еврейского воспитания

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько удачным получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей) – Анютка о разном

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей) 1. Два вида ошибок в воспитании Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа: Первые – это так называемые «инструментальные» ошибки (режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…). Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания – Типичные ошибки родителей

(Типичные ошибки родителей) Воспитание гиперактивного ребенка - правильные установки для родителей Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа.

Женский форум Жизнь – Ошибки воспитания! Это интересно

А для этого существуют десять заповедей: Во-первых, НИКОГДА (без крайней на то необходимости) не отменяйте своих приказов. Во-вторых, приказы должны быть точны и должны отдаваться категорическим тоном, не терпящим возражений.

Естественное родительство как стиль воспитания грудного ребёнка

Естественное родительство как стиль воспитания грудного ребёнка Смотреть на ребенка, а не на календарь Приверженцы естественного родительства не смотрят на часы, чтобы понять, что ребенка нужно покормить или уложить спать.

Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси

Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси Обращение к традициям семейного воспитания связано с потребностью науки и практики преодоления духовного кризиса в современной России, признаками которого являются такие ужасающие явления, как детская преступность, социальное сиротство, насилие над детьми в семье и пр.. В связи с этим возникает необходимость анализа традиционных семейных ценностей, позитивность которых можно было бы использовать в качестве духовного содержания в современном семейном воспитании.

Диктат – тактика семейного воспитания

Этот тип семейных отношений многократно и ярко описан на страницах художественной литературы. Мистер Домби у Чарльза Диккенса, старик Карамазов у Ф. М. Достоевского, Евграф Ширяев из рассказа А. П. Чехова "Тяжелые люди", Джеймс Броуди у Арчибальда Кронина и вереница других столь же деспотичных отцов, годами тиранящих свои семьи, могли быть здесь превосходными иллюстрациями.

Диагностика семейного воспитания

Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд.

Детские конфликты: как быть, Азбука воспитания

Наши дети не живут в изоляции. Они тоже вращаются в социуме, как своем, детском (коллектив детского сада, класса, соседские дети), так и во взрослом. И если со взрослыми линия поведения более-менее отработана: быть вежливым, с незнакомыми не разговаривать и т.д., то внутри детского коллектива наши детишки такие, какие есть.

Детские капризы: издержки воспитания или? Психолог Лидия Панькова

Детские капризы ; явление, хорошо известное большинству родителей. Фото с сайта www.viepratique.fr В чём причина капризов? Давайте попробуем разобраться и для начала ;пробежимся ; по словарям.

Дарья Мороз о преодолении кризиса в браке и методах воспитания дочери, HELLO! Russia

Дарья Мороз о преодолении кризиса в браке и методах воспитания дочери Супруги Дарья Мороз и Константин Богомолов почти не расстаются. Вместе дома, вместе на работе: он ставит спектакли, она в них играет, и, конечно, отдыхают они тоже всей семьей.