Главная » Воспитание поведения » Как воспитать христианина?
Воспитание детей - самое сложное и ответственное дело нашей жизни. Оно требует безмерных затрат физических и душевных сил. Но оно же и вознаграждается ни с чем не сравнимой радостью быть родителями и любовью, которая соединяет отца, мать и их чад.

Как воспитать христианина?

Воспитание детей – самое сложное и ответственное дело нашей жизни. Оно требует безмерных затрат физических и душевных сил. Но оно же и вознаграждается ни с чем не сравнимой радостью быть родителями и любовью, которая соединяет отца, мать и их чад. Процесс воспитания долог, на этом пути немало непростых моментов. И кто не приходил в отчаяние от очередной двойки, грубого слова, драки или непослушания. Традиции православного семейного воспитания за десятилетия насаждения атеистического мировоззрения, увы, утеряны. И все мы сегодня отчасти являемся первооткрывателями, если пытаемся воспитывать своих детей, опираясь на традиции Православия. Так каким же оно должно быть – православное воспитание? Своими размышлениями, наблюдениями и личным опытом мы попросили поделиться отца пятерых детей протоиерея Василия Антипова.

– Отец Василий, каким в идеале должно быть православное воспитание?

– Все очень просто на первый взгляд: воспитание должно быть построено на Евангельских истинах. Но этот идеал непростым бывает в исполнении. Детей нужно воспитывать с рождения, а по большому счету с момента зачатия. Образ жизни супругов, их мировоззрение, поведение влияют на ребенка еще в утробе матери. В первую очередь родители должны приложить все усилия для того, чтобы неотъемлемой частью детского сознания стали представления о вере, Боге, вечной жизни, нравственности. Маленький ребенок еще не задается вопросом: «Почему добро надо делать, а зло нет?». И именно поэтому в малом возрасте детей очень легко воспитывать. Все, что им говорят, они воспринимают как очевидную истину и не пытаются оспорить. Когда ребенок подрастает, то начинает спрашивать: «А почему нужно делать именно так?». Но если первые семена посеяны, уже есть знания о Боге, бессмертии души, то легко объяснить, почему зло вредит и как оно отдаляет нас от Бога. Тогда как добро и жизнь по Евангельским заповедям делают нас угодными Богу, способными к общению с Ним.

Но бывает очень сложно, когда мальчик или девочка христианские истины не уяснили с детства. И, например, привыкли делать всегда так, как им нравится. Тогда немало усилий требуется приложить, чтобы убедить, что выбранная модель поведения неправильна. Ребенку очень трудно менять свои убеждения. Ведь он много лет так поступал. Поэтому очень важно начинать как можно раньше.

– Как правильно выстроить жизненный уклад, из чего должна складываться ежедневная жизнь семьи, в которой стараются воспитать своих детей в православных традициях?

– Образ жизни в семье имеет огромное значение. Часто он главным образом и влияет на детей. Но его нельзя создать искусственно, по некоему правильному шаблону. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. И можно сразу представить, как в такой семье будут себя вести, например, за столом. Приобрести смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участие в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка нужно приучать с детства.

Важно помнить, что процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Это кропотливая ежедневная работа. Сначала воспитывают родители, учителя, а потом человек сам должен себя воспитывать, в том числе и для того, чтобы являть своим детям достойный образ поведения.

А люди чаще довольны собой. Если же есть материальный достаток, то они и вовсе чувствуют себя особыми людьми. А кто с детства знает, что такое смирение, грех, тот понимает, что свои греховные наклонности нужно исправлять до конца жизни. В этом большая мудрость, которую важно суметь донести и до детей.

– В семьях, где больше одного ребенка, всегда есть проблема детских ссор. Существует ли рецепт, как избежать раздоров?

– Основанием во всем должны быть христианские убеждения. Старшие должны уступать младшим, прислужить им, если нужно. Младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Нужно приучать детей друг другу помогать. Когда дети маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком. А если начинаются зачатки непочтения, нужно их пресекать. Если поссорились, совсем не значит, что одного нужно наказать, а второго защитить. Необходимо объяснить, почему так произошло. И дети должны обязательно иметь пред глазами тот образ, который им нужно стяжать. В этом помогут рассказы о жизни святых, о том, как они смирялись, молились, какой вели образ жизни. Также можно приводить примеры жизни людей гордых, самолюбивых и говорить, к чему приводит своеволие и неисполнение Божиих заповедей.

– Допустимо ли шлепнуть ребенка, если другие методы оказываются недейственными?

– Это не исключено. Когда ребенок еще мал, возможно, так даже и быстрее поймет. Но родители должны отдавать себе отчет в том, с каким чувством они это делают: с желанием исправить или ими движет стремление наказать. Шлепнуть можно, но с любовью и разумно. Не должно быть злости, а если ребенок после боится родителей и обходит их стороной, то такое, конечно, недопустимо.

– Отец Василий, а какие ошибки чаще всего совершают родители в воспитании своих детей?

Родители, как правило, всегда что-то упускают из виду. Вовремя не подскажут или не заметят греховные склонности. Детские малозаметные проступки легко могут перерасти в пристрастия, от которых непросто потом избавиться. Привычка брать чужие вещи может превратиться в воровство. Часто родители не придают значения тщеславным стремлениям, желанию иметь превосходство над другими. Кажется, что ребенок маленький, поэтому ничего страшного в этих наклонностях нет. Но на самом деле пока маленький и надо отсекать все лишнее. А когда ребенок вырос и уже стал, например, эгоистом, очень сложно его исправить.

– У многих родителей возникают сложности, когда церковный ребенок приходит в обычную школу или детский сад. «Прилипают» нежелательные слова, приобретаются какие-то привычки, но в тоже время ребенок обязательно должен общаться со сверстниками и обзавестись друзьями.

– Надо следить на протяжении всего времени учебы за тем, с чем ребенок приходит домой. С добрым пришел – хорошо, а если «принес» злое слово или привычка появилась нехорошая, нужно объяснить, чем ему вредят эти «приобретения». Все время необходимо общаться с ребенком. Неделю или месяц перестали обращать внимание на то, что происходит с вашим сыном или дочерью, а потом можете их и не узнать.

А друзья, конечно, необходимы. Но если от дружбы только вред, то правильным будет прекратить ее. А если друг или подруга благочестивые, пусть даже пока и не церковные, то такое знакомство не повредит, а возможно даже и поспособствует воцерковлению этих людей.

– Часто в школьной программе, особенно по литературе, идеализируются добродетели, которые христианскими нельзя назвать. Как быть?

– Внимательными надо быть к содержанию образовательного процесса. В школе порой преподносятся как истинные представления о мире, противоречащие христианскому мировоззрению. Так, например, до сих пор говорят, что человек произошел от обезьяны. И мы должны сказать ребенку, что ходить на уроки и слушать все, что говорит учитель, нужно, но не все стоит принимать как истину. Если относительно точных наук никаких сомнений нет, то литературные образы, действительно, часто подаются как положительные, хотя с христианской точки зрения такими не являются. Нужно помочь детям разобраться. Нельзя запрещать читать произведения, которые входят в школьную программу. Но они должны привыкать оценивать литературных героев и понимать, какой образ не может служить жизненным примером для христианина.

– Как правильно себя вести в ситуации, когда один из супругов церковный человек, а другой нет? В деле воспитания часто начинается «перетягивание каната».

– В таком случае тяжело бывает всем: и родителям, и детям. Воцерковленному супругу, мужу или жене, нужны мудрость, мягкость и обязательно постоянство в сохранении своих христианских убеждений, верность им. Христос сказал: «Я не мир пришел дать, а разделение». И мир на самом деле, как кажется, можно сохранить очень просто – отступить от своих воззрений, и не будет поводов для раздоров. Но важно помнить, что это будет предательством и большим злом обернется и в вечной жизни, и здесь, в земной.

Конечно, церковный родитель должен молиться и просить Божией помощи и вразумления своего супруга. При этом важно сохранять постоянство в воспитании детей. Вражду, конечно, не надо сеять. И мать, если она церковный человек, должна сказать ребенку, чтобы он не противился отцу, слушался его. Но она обязательно должна рассказать детям о Боге, о бессмертии души, заложить основы христианского мировоззрения. Как бы трудно не было, ребенка в любом случае можно воспитывать в христианских истинах, чтобы, повзрослев, он мог сделать правильный выбор.

Как ребенка приучать к молитве, каким должно быть участие родителей?

– На самом деле нужно молиться вместе с детьми даже тогда, когда они еще совсем маленькие. Пусть им не все понятно, но они видят, что и как делают родители, и в их сознании это откладывается. Папа с мамой крестятся, делают поклоны, и малыш с детства уже знает, что нужно поклоняться Богу. И он так же, как папа с мамой, идет и целует икону. А когда он вырастает, он уже и не предполагает, что можно по-другому. Взрослым только остается объяснить, как молиться, рассказать, почему мы кланяемся и прикладываемся к иконе.

Ребенку нужно обязательно разъяснить, что молитва – это наше благоговейное обращение к Богу. Пока он мал, конечно, ему нужно молиться понемногу. У детей должно быть небольшое правило ? «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», к семи годам можно еще прибавить молитвы. Это все индивидуально и всегда можно посоветоваться со священником. К десятилетнему возрасту ребенок уже будет готов читать «Правило ко причастию», самостоятельно ? Евангелие. Но самое главное ? привить любовь к молитве. Потому что, если любви не будет, то все бесполезно, из-под палки молиться не заставишь.

– В деле воспитания должно ли быть распределение обязанностей между отцом и матерью?

– Не зря есть выражение: «впитать с молоком матери». Конечно, мать кормит, она все время держит на руках ребенка и дает ему очень многое. Но это не значит, что отец должен отстраняться от воспитания. Я не думаю, что должно быть какое-то специальное разделение. Муж с женой вместе должны растить детей. Не случайно же говорится, что муж и жена становятся одной плотью. Подвиг воспитания они должны совершать совместно, потому что это очень большой труд, который не под силу одному человеку. Но ни коем случае отец не должен сказать матери при ребенке, что она не права, или мать – отцу. Иначе потом ребенок потеряет уважение к обоим. И они будут уже правильные вещи говорить, а у детей не будет доверия.

– Нужно ли по-разному воспитывать мальчика и девочку с учетом того, что в жизни им уготованы несколько разные роли?

– Я думаю, христианские добродетели одинаковы для всех и не делятся на женские и мужские. Хотя, конечно, разница в характерах есть. Что же касается будущих роли матери и отца, то детям все становится понятно, когда у них перед глазами пример родителей. Если же мы заранее будем что-то объяснять детям, то это уже будет похоже на то, как сейчас пытаются готовить к семейной жизни в школе. Ребенок просто должен знать о христианской семье и о том, что такое грех.

А родители должны понимать, какая на них ответственность, сколь важен пример их семейной жизни. Потому что если пример не показывать, а только говорить: «Делай так и так», – толку никакого не будет. Слова пусты, если родители сами не подкрепляют их действиями. Представьте себе картину. Мама первый раз привела сына в храм и говорит: «Пойди, поцелуй икону». А сама стоит и не подходит. Как вы думаете, сын подойдет? Пример подчас значит больше любых слов. Важна любая мелочь: как родители разговаривают, как они ведут себя. Если родители живут в мире, согласии, ласковы друг с другом, то и учить этому не нужно. Пример, увиденный в семье родителей, ребенок потом будет воспроизводить уже в своей семье.

– Какова мера родительской ответственности за то, что происходит с их детьми? Если ребенок что-то натворил, кто виноват: родители, которые плохо воспитали или он сам?

– Мера ответственности, конечно, большая, но не стопроцентная. Каждый человек имеет свою волю. Вопрос в том, с какого же возраста ребенок начинает отвечать за свои поступки. С семи лет дети начинают исповедоваться. Конечно, если в этом возрасте что-то греховное сделано, то чаще не со зла. Но мы уже приучаем к исповеди, и ответственность разделяется между родителями и детьми. Ребенка учит и школа, и улица, и конечно, мать с отцом не могут нести полную ответственность за все. Чем дети младше, тем эта ответственность больше, и чем дети взрослей, тем, наоборот, она меньше. Если взрослый ребенок совершает преступление, мы не можем сказать, что в этом полностью виноваты родители. Мать и отец ответственны за то, как они воспитали, но за каждый содеянный проступок ребенок, выйдя из малолетнего возраста, отвечает уже сам.

О admin

x

Check Also

Правила воспитания при гиперактивности (СДВГ) у детей

Термин «гиперактивность» на языке специалистов психологов звучит как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Согласно статистическим данным, ему подвержены 4-9% детей дошкольного и школьного возраста.

Правила воспитания детей в семье

Каждой маме хочется вырастить счастливых детей и самой быть счастливой в семье и материнстве. Как? Я сама всегда задаюсь этим вопросом и стараюсь находить ответы.

Правила воспитания детей в разных странах, My Spring

Все мы желаем, чтобы наше чадо выросло достойным человеком, заслуживающим любви, уважения и иных благ, которые считаются почётными в нашей культуре. Однако не во всём мире детей воспитывают одинаково.

Правила воспитания детей

Основные правила воспитания детей Если родители не слушают и не уважают ребёнка, то он будет искать место, где его будут слушать, и он получит уважение (шпана на улице). Ребёнок чаще слушает того, кто его слушает и уважает.

Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

В зависимости от ситуации. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста бывают разными. Если говорить о наказании в широком смысле, то без него не обойтись, ведь при корректном использовании оно способствует формированию ответственности, способности предвидеть последствия собственных действий, понимать границу собственной компетенции.

Последствия не правильного воспитания детей

Последствия не правильного воспитания детей. Психологическая помощь он-лайн молодым родителям в воспитании ребенка. Что происходит с детьми, когда они не получают должной заботы и любви? Когда их родители не знают как нужно правильно воспитывать детей? В нашей статье Вы найдете ответы на эти вопросы.

Портал педагога, РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Автор: Гудаева Елена Викторовна Должность: педагог-психолог, педагог-организатор Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №18 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Дата публикации: 02.04.2018 Раздел: дошкольное образование РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают.

Портал педагога, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 06.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Популярные методики воспитания детей

Современные мамы все чаще отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных педагогов. Тем более что и в книгах, посвященных детскому развитию, описываются невероятные результаты.

Полового воспитания детей

На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и с нездоровой наследственностью.

Познание, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: с.Казанка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Дата публикации: 27.04.2016 Раздел: начальное образование ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека.

Плюсы и минусы бабушкиного воспитания детей

Когда в семье появляется ребенок, родители всеми силами стараются обеспечить его необходимым и дать любовь, уважение, воспитать его целостной самодостаточной личностью. В связи с необходимостью обеспечивать потребности чада мамам приходится выходить из декрета на работу.

Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье – скачать бесплатно автореферат и диссертацию по педагогике для написания научной работы или статьи на тему – Общая педагогика, история педагогики и образования – по специальности ВАК РФ

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье" На правах рукописи Николаева Янина Геннадьевна Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье (на материале Чувашской Республики) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

Педагогические секреты воспитания детей

Воспитание детей – процесс сложный и продолжительный, требующий не только определенного жизненного опыта, но и знаний психологии и возрастных особенностей ребенка. В большинстве семей родители стремятся привить своему ребенку лучшие качества и дать необходимые знания, которые могли бы помочь легче адаптироваться во взрослой жизни.

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

6 типичных ошибок семейного воспитания, или Как избежать проблем во взаимоотношениях детей и родителей «Какой невоспитанный ребенок» — фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям.

Ошибки семейного воспитания – Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия

Автономного округа югры защита детей в чрезвычайных ситуациях стихийные бедствия ^ Ошибки семейного воспитания Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни.

Ошибки родителей в воспитании детей: методики воспитания

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей Воспитывать детей – не простая задача. Ведь важно не только привить ребенку общие ценности, но и не сломать его при этом.

Ошибки и типы семейного воспитания, как можно наказывать детей

Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания.