Главная » Развитие детей » Застенчивость детей
Говорить ребенку, что он застенчивый, не безобидно. Этот ярлык может преследовать его всю жизнь. Застенчивость — не болезнь. В ней задействованы заниженный образ себя и образ другого, который представляется опасным.

Застенчивость детей

  • Говорить ребенку, что он застенчивый, не безобидно. Этот ярлык может преследовать его всю жизнь.
  • Застенчивость — не болезнь. В ней задействованы заниженный образ себя и образ другого, который представляется опасным.
  • Родители должны предоставить детям практическое руководство для жизни в обществе, чтобы помочь им не бояться этой жизни.

«Удивление мамы естественно, ведь „застенчивый , как и „ленивый , „раздражительный , „нервный , — это одно из многих слов, которые мы говорим своим детям ежедневно, — комментирует детский психоаналитик Наталья Богданова, — считая их безобидными характеристиками, которые всего лишь отражают поведение ребенка. И трудно поверить, что дети воспринимают их иначе». Для них наши слова — словно диагноз, с которым не поспоришь, поэтому ребенок начинает воспринимать (подобно цвету глаз или волос) застенчивость как неотъемлемую и не лучшую часть своей натуры.«От шумного (вспыльчивого, драчливого) ребенка родители ждут, что он изменится, „перестанет быть таким . А от застенчивого — что это качество станет всего лишь менее заметным („Ну сделай над собой усилие, подойди к детям ; „Поздоровайся с тетей ). Ведь в глубине души они убеждены, что застенчивость нельзя преодолеть полностью», — продолжает Наталья Богданова.Такая (не всегда осознанная) убежденность родителей давит на ребенка тяжким грузом еще и потому, что взрослые нередко начинают относиться к нему так, будто он нездоров. «Они становятся его поводырями и управляют всеми событиями его жизни так, что он чувствует себя еще более неуверенно и еще больше боится контакта с другими людьми», — поясняет детский психиатр Наталья Кириллина. «На каникулах мы собирались отправить его в лагерь вместе с одноклассниками, но он так боялся ехать, плакал, что я уступила», — рассказывает мама 10-летнего Володи. Родители защитили сына от переживания тревоги и страха общения. «Но это временное облегчение дорого ему обойдется, — отмечает Наталья Богданова. — Потому что снисходительность родителей он воспринимает как доказательство того, что взрослые так же, как и он сам, считают его страхи непреодолимыми. Родители ведут себя так, как будто ребенок болен или у него какое-то увечье, которое мешает ему вести нормальный образ жизни. И он идентифицируется с этим образом себя». В результате он чувствует себя все более безоружным перед лицом жизненных трудностей, укрепляясь в мысли об опасности окружающего мира: «Они не отпускают меня от себя — значит, они знают, что снаружи действительно опасно».

Неуверенность, тихий голос, осторожность, страх… Напряжение во всем теле, учащение пульса, повышение кровяного давления, неприятные ощущения в животе, усиленное потоотделение, выступающий на лице румянец — это самые распространенные симптомы застенчивости, как у взрослых, так и у детей. «Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие, — пишет американский психолог Филип Зимбардо (Philip Zimbardo), специалист в исследовании феномена застенчивости. — Как следствие, он предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которое потенциально может привлечь внимание к его персоне». Многие дети, так же как Эля, оказываются в плену у своих страхов, которые мешают им развиваться, общаться и чувствовать себя счастливыми. «Их природная сдержанность проявляется так явно и полно, потому что практически любая ситуация воспринимается ребенком как новая и необычная», — уточняет Филип Зимбардо.

«Застенчивый ребенок по-настоящему страдает, — говорит Наталья Богданова. — Он не знает, как вести себя в новом месте, не может заговорить с незнакомыми, не знает, как завоевать расположение сверстников. В такие моменты у ребенка повышается уровень тревоги, блокируются все его способности и навыки. Это мучительное состояние». Что стоит за этими симптомами? Застенчивость связана с тремя основными измерениями человеческой жизни.Образ себя. Застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой; застенчивый ребенок ощущает себя недостаточно интересным для окружающих и недостойным их внимания, для того чтобы легко вступать в общение.Образ другого. Ребенок не решается на контакт лицом к лицу с другим человеком, потому что другой воспринимается им как пугающий или даже опасный.Взаимодействие с другими людьми. Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт, — и вместо радости общение вызывает тревогу и страх.Между тем все эти трудности не присущи ребенку от природы, от рождения, а значит, мы можем помочь ему с ними справиться.

«Застенчивость как черта характера не передается по наследству, — утверждает Наталья Кириллина, — наследуется повышенная чувствительность нервной системы. Но, конечно, дети эмоционально ранимые, боязливые, восприимчивые к влиянию внешних факторов больше других рискуют стать застенчивыми». «Для них особенно важны атмосфера в семье и стиль воспитания, — соглашается Наталья Богданова. — Очень часто у ребенка с неустойчивой нервной системой тревожная мама, которая, постоянно беспокоясь за него, не дает ему обрести уверенность в себе. Жизненный опыт ребенка в данном случае важнее, чем его темперамент». Но представление, которое ребенок получает о себе из опыта общения с другими людьми, и вера в свою ценность как личности не задаются изначально. Они выстраиваются постепенно благодаря нескольким факторам.«Верить в себя, гордиться собой легче тому, чьи родители верят в себя, — замечает Наталья Кириллина. — Не случайно часто хотя бы один родитель робкого и стеснительного ребенка тоже застенчив». Кроме того, детям необходимо ощущать, как воспринимают его родители, чувствовать, что он является для них источником радости, — это ощущение становится его нарциссическим капиталом на всю жизнь. И конечно, для того чтобы быть уверенным в себе, необходимо знать, что ты на что-то способен, — без этого ничего не получится.А понять свои возможности можно, только если тебе представляется шанс применить их — и добиться успеха.

Уверенность в себе приносят ежедневные победы, большие и маленькие. Это могут быть победы и над собой (над своими страхами, над желанием все бросить, когда что-то не получается), и над вещами (пуговицами, которые ему наконец удалось застегнуть, шнурками, которые никак не хотели завязываться). «Родителям стоит находить как можно больше занятий, в которых ребенок сможет преуспеть, — советует Наталья Богданова. — Ему необходимо иметь много опыта успеха — неважно, в каких областях, и чем больше будет таких областей, тем лучше». «Мы больше склонны говорить о недостатках и неудачах — своих или ребенка, — добавляет Наталья Кириллина. — А важно, наоборот, отмечать его успехи и достижения, пусть даже совсем маленькие».Если ребенка слишком опекают, он постоянно чувствует себя бессильным и обесцененным. Эти ощущения затрудняют его отношения с другими детьми, потому что он чувствует себя хуже их, несостоятельным, не таким, как все. «Они осложняют также и его отношения со взрослыми, — добавляет Наталья Богданова. — Взрослые, делающие все за него, представляются ему существами высшего порядка, наделенными волшебными способностями, которых, как он уверен, у него никогда не будет». Развивая самостоятельность ребенка, мы даем ему возможность поверить в себя и не бояться других людей.

Застенчивость может быть результатом первого неудачного опыта взаимодействия с другими детьми. Но искусство общения он может освоить только с помощью взрослых. «Рассказывайте ему, почему и зачем дети толкаются, дергают друг друга за волосы, отбирают игрушки, — говорит Наталья Богданова. — Учите понимать (а это трудно!), что другой — это другой. Что у него свой способ жить, свои вкусы и желания, которые нужно принимать и выносить…Наша задача — предоставить ему практическое руководство по жизни в обществе». Дети нуждаются в том, чтобы родители объяснили им те трудности, которые они испытывают, и показали, что в этом нет ничего драматичного. Четырехлетняя Катя заявила, что никогда больше не пойдет в детский сад, потому что две девочки отказались с ней играть и забросили ее любимую куклу за шкаф. Конечно, мама постаралась утешить дочь и вернула куклу. Но взрослые не всегда готовы оценить, насколько сильно опыт обиды и ощущение себя отверженным могут отразиться на дальнейшей жизни ребенка. «Зачем возвращаться к этой истории, это уже в прошлом! — говорит мама Кати. — Я постаралась отвлечь дочь от того, что ее так расстроило».«Большинство родителей готовы помочь своему ребенку в неприятной ситуации, но предпочитают поскорее забыть о ней, не обсудив, что же именно произошло, — комментирует Наталья Богданова. — Но без этого воспоминание ребенка о травмировавшем эпизоде будет обрастать новыми переживаниями». Позже, в спокойной обстановке, возвращайтесь к тому, что пережил ребенок, объясните ему, что сейчас он видит мир таким, каким его показал ему этот эпизод (недружелюбным, агрессивным…). Важно вместе попытаться понять, что чувствовал сам ребенок, а что мог чувствовать в это время другой участник конфликта — почему обидчик поступил так, а не иначе. Таким образом ребенок будет учиться понимать других (ведь застенчивые дети часто так поглощены собой и своей тревогой, что не чувствуют настроения окружающих).«Кроме того, ребенку случившееся с ним событие кажется абсолютно исключительным, — продолжает Наталья Богданова. — Наша задача — объяснить, что в этом нет ничего из ряда вон выходящего, что его переживания по этому поводу естественны (не только дети, но и взрослые порой расстраиваются, плачут и сердятся на весь мир, когда чувствуют себя несправедливо обиженными) и что они обязательно заканчиваются».

Застенчивость, как видим, — сложный симптом, но она не является болезнью. И конечно, ее необходимо принимать всерьез и помочь ребенку как можно быстрее, до того как трудности в общении станут частью его идентичности: «Я застенчивый». Как можно ему помочь? Пытаться понять, чего он боится и почему.Если родителям не удается проделать эту работу самостоятельно, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Как понять, что пора обращаться к специалисту? «Главный критерий — мешает ли ребенку его застенчивость, на все ли стороны его жизни она распространяется, — объясняет Наталья Кириллина. — Если у него явные сложности в общении, если ему трудно отвечать на уроках и родители видят, что он чувствует себя неуспешным и не может справиться с этим, — тогда ребенку, безусловно, нужна помощь». Терапевт примет родителей вместе с ребенком и вместе с ними будет искать истоки нарушений. Если дело в позиции родителей (например, им трудно дать ребенку достаточно самостоятельности), терапевт поможет им лучше понять себя, измениться. Такой работы с ребенком и обоими родителями часто бывает достаточно, чтобы справиться с застенчивостью.А если это не так, если ребенок слишком страдает, ему может быть предложена терапия в дополнение к работе с его родителями. Благодаря этому он сможет выразить те страхи, которые держат его в плену, и вновь почувствовать вкус

О admin

x

Check Also

Русские народные сказки для детей 4-5 лет читать

Русские народные сказки для детей средней группы ДОУ Русская народная сказка в обработке В. Даля Война грибов с ягодами Красным летом всего в лесу много и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.

Русские народные сказки для детей 2-3-4 лет читать

Вот она летела, летела и села; Да по сторонам посмотрела. Это присказка. А сказка? Сказка вся впереди. Жили себе дед да баба, И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко: Яичко не простое, золотое.

Русские народные сказки для детей 2 класса читать

Популярные истории в основном разделены на три категории. Это рассказы животных, повседневные истории и сказки. Русские народные истории о животных - одни из самых популярныхдревние виды сказок, которые существуют, их корни восходят ко временам Древней Руси.

Русские народные сказки для детей

Русские народные сказки можно смело назвать энциклопедией русского народа, раскрывающей суть его истории, быта, мировоззрения. Сказки переходят от поколения к поколению, передавая мудрость и понятия о моральных устоях целой нации.

Русские народные сказки детей 7 лет

Секрет старых сказок прост: за века своего существования они миллионы раз пересказывались маленьким слушателям, а потому полностью приспособились к потребностям детей. Первая сказка малыша обязательно должна быть ритмичной, с рифмами и песенками.

Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей сценарий

В России сегодня с любовью сохранились древние церемонии и регулярно отмечен популярный русский праздник . И пока в древние времена не было специального праздника для детей, дети обязательно участвовали во многих из них и играли свою роль.

Русские народные поговорки и пословицы о весне для взрослых, детей

Бизнес 2015 May 22 Смс поздравления с Прощеным воскресеньем в стихах ; 2 марта 2014 Извините за вторжение, Я прошу у вас прощение! Вам, наверное, немножко Поскребли сердечко кошки? Очень каюсь.

Россияне бьют и будут бить детей

Исследования показывают, что порке подвергаются более 60% детей, особенно усердствуют с ремнем и палкой родители-силовики, но в целом по России — матери. 18:26, 06.12.2016 // Росбалт, Блогосфера В ноябре 2016 года в Госдуму внесен проект о декриминализации побоев в семье.

Россия в демографической яме: число рожденных детей упало на 11% – BBC Русская служба

Россия в демографической яме: число рожденных детей упало на 11% Поделиться сообщением в Внешние ссылки откроются в отдельном окне Внешние ссылки откроются в отдельном окне Россия оказалась в новой демографической яме: резко упало число рождений в нынешнем году.

Роль родителей в подготовке детей к школе – Средняя школа №5 г

И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ, Статья в сборнике международной научной конференции

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ Рубрика: 4. Дошкольная педагогика Дата публикации: 23.01.2017 Статья просмотрена: 173 раза Подзорова А. О. Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар.

Роль отца в социализации детей

А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе Дата публикации: 02.03.2016 2016-03-02 Статья просмотрена: 1066 раз Тюрина И. А. Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе // Молодой ученый.

Розга ум вострит»? Телесные наказания детей

«Розга ум вострит»? Телесные наказания детей. Исторический экскурс. Еще царь Соломон убеждал сограждан, что розга спасет душу ребенка. Вторит ему образованнейший для своего времени Ян Амос Коменский.

Родителям о детях, развлечения и обучение для детей – Народные приметы на весну

Родителям о детях, развлечения и обучение для детей советы по воспитанию и уходу за детьми, естественное развитие детей, развивающие занятия для детей Народные приметы на весну.

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей) Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В. Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Поощрение и наказание детей

Цели: познакомить родителей с фактами проявления жестокости у детей, причинами, ее вызывающими, формами наказания и поощрения детей. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а к родительскому собранию: 1) Запись на магнитофон ответов детей на вопрос: наказывают ли их дома родители и за что? 2) Анкетирование родителей (письменные ответы родителей на вопрос о своих проблемах с ребенком, о методах их воспитания (анонимные). 3) Оформление класса: плакаты с пословицами и поговорками о воспитании, стенд с литературой по данному вопросу; расстановка столов в круг.

Родительское собрание Безопасность детей в сети интернет

Родительское собрание "Безопасность детей в сети интернет" Родительское собрание Безопасность детей в сети интернет Бурова Любовь Александровна, 12.03.2017 Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет.