Главная » Развитие детей » Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера
Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей) Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В. Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей)

Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В.

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, плакаты (см. приложение), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные и отобранные ответы детей, диаграмма (по итогам анкеты КП).

  • анкетирование родителей (Анкета КП),
  • опрос детей по вопросам:
    • Самое страшное наказание
    • Наиболее желаемое поощрение

    Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката или газеты.

    Вступление ведущего: каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием – взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Устав от такого общения, многие родители занимают крайние позиции: одни стараются ребенка «сломить» любой ценой, другие не обращают каждый шаг (рисунки Приложение 1).

    Сегодня мы поговорим о различных способах воздействия на детей, которые помогут изменить поведение детей. Но прежде следует разобраться в причинах непослушания детей. Основная часть. Как Вы думаете, почему ребенок может не слушаться? (ответы родителей).

    Психологами выделено 4 основные причины (плакат – Приложение 2):

    1. Ребенку не хватает внимания.
    2. Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
    3. Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
    4. Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение – ничего не может и тд.)

    Поэтому часто, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка достаточно выяснись и устранить ее причину. Но бывают и другие случаи. Сейчас мы проведем маленькое соревнование, на листах напишите способы, помогающих изменить поведение ребенка. (родители пишут)

    Кто сколько написал (ответы). На какие две группы можно их разделить? (Способы поощрения и способы наказания). Посчитайте каких способов у вас больше. Назовите самые действенные на ваш взгляд (ответы). На самом деле их безграничное множество. Открывается таблица (либо 2 плаката).

    Способы наказания и изменения поведения

    Словесные наказания (Угроза, Запрет, Приказ, Нотации, Критика)

    Включить задание в игру

    Выразить доверие ребенку, веру в его силы и способности

    Дать творчески самореализоваться (помоги почистить картошку, а потом сам украсишь торт)

    Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения

    Предложение альтернативы нежелательного поведения

    Развлечение (вскоре после задания), приятная деятельность (прогулка с папой, мультфильм . )

    Игнорирование вызывающего поведения

    Проявления уважения, как к взрослому.

    Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает)

    Ведущий озвучивает результаты анкеты КП, оформленной в виде диаграммы или лесенки (набравшие больше всего баллов методы занимают максимальную площадь и, наоборот). Проведенное в нашем детском саду анкетирование среди родителей показало, что самым часто используемым способом воздействия на детей является похвала (далее по схеме)

    1. Похвала, ласка
    2. Совет, проявление доверия и уважения
    3. Просьба, вопросы
    4. Подарок
    5. Предложение альтернативы
    6. Запрет
    7. Поучения, нотации
    8. Анализ поведения
    9. Обращение в шутку
    10. Приказ

    Что на Ваш взгляд эффективнее поощрения или наказания? (ответы)

    На самом деле поощрения обладают большей эффективностью, это было замечено вначале на животных. Раньше при дрессировке использовали болевые воздействия, например, медведя ставили на раскаленную плиту и били в бубен, от боли медведь танцевал. Затем плиту убирали, а бубен оставался и медведь танцевал. Но потом обнаружили, что, давая лакомство (поощрение) можно добиться эффекта во много раз быстрее.

    Но не каждое поощрение будет эффективно. Есть несколько секретов. Как Вы думаете, при каких условиях результат будет достигнут быстрее? (ответы фиксируются на планшете). Ведущий добавляет не озвученные варианты.

  • Поощрение должно быть неожиданно и заслуженно (если ребенок знает, что все равно получит награду, то эффективность снижается)
  • Выполняйте обещанное или ребенок перестанет вам верить
  • Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее

    Параллельно вывешивается плакат: Поощрения эффективны, если они

    Как вы думаете, какое для детей самое лучшее поощрение? (ответы) А Ваши дети наиболее желаемыми поощрениями считают . ( наиболее интересные ответы детей). А самым страшным наказанием для них является . (наиболее интересные ответы детей). А как вы считаете физические наказания можно использовать в воспитании? Исходя из ваших ответов, 80% опрошенных родителей хоть изредка, но используют физические наказания.

    А физические наказания:

  • говорят о бессилии родителей
  • портят взаимоотношения с детьми.

    Для них это жест нелюбви. По статистике после физического воздействия дети продолжают безобразничать, но исподтишка. Закройте глаза. Вернитесь в детство и вспомните ситуацию, когда вас наказали. Обратите внимание на ваши чувства. Что вы чувствуете?( ответы)

    Ребенок, которого ударили:

  • Чувствует оскорбление и унижение
  • Маленький начинает плакать еще громче
  • Появляется неприязнь к обидчикам
  • При частом битье ребенок чувствует ненависть к самому себе и окружающим

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок испытывал подобные чувства? На планшете зачеркиваются все наказания, связанные с физическим воздействием. Существует множество других способов заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.

    Обращается внимание на следующие способы(при необходимости дописать):

  • Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения
  • Предложение альтернативы нежелательного поведения
  • Личный пример
  • Игнорирование вызывающего поведения
  • Отсутствие наказания (это удивит и заставит задуматься)
  • Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает).

    Надо помнить, что нет универсальных способов воздействия. Для каждого ребенка нужно искать свои меры. Даже в разных ситуациях по отношению к одному ребенку это могут и должны быть разные меры. Если все-таки без наказания не обойтись, то помните несколько правил.

    Наказывая ребенка, помните:

  • Наказание должно быть значимым для ребенка (если он не хотел идти в гости и остался дома – это не наказание)
  • справедливым (по мере тяжести проступка)
  • отдельно хочется сказать о заветном нельзя. Я вас попрошу не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом в течение 15 секунд. (отсчет 15 сек). У Вас получилось? Большинство из вас сначала представили то, о чем нельзя думать. Это происходит и с детьми. Они должны понять что ЭТО делать нельзя, подумав или сделав запрещаемое.
  • Наказание и поступок ложны быть максимально сближены во времени (неэффективно наказывать за вазу, разбитую 2 месяца назад, или запрещать запланированную через месяц поездку).
  • Последовательны по отношению к одним и тем же проступкам ( нельзя один раз рассмеяться, а другой наказать – это запутает ребенка)
  • Наказывайте за поступок, а не потому что У Вас плохое настроение.
  • Ведите разговор о проступке наедине с ребенком
  • Не используйте местоимение Я. (не «я запрещаю смотреть», а «на сегодня мультфильмы отменяются»)

    Параллельно вывешивается плакат: Наказания эффективны, если они

  • Значимы для ребенка
  • Справедливы
  • Сближены с проступком
  • Одинаковы за один и тот же проступок
  • После них ребенок прощен
  • Разговор наедине и без «Я»
  • Выполняются

    Т.е. с наказаниями нужно быть очень осторожным, чтобы не ранить ребенка. Чтобы лучше в этом разобраться, давайте потренируемся в определении чувств, которые вызывают у ребенка наши наказания и поощрения. Ведущий передает какой-либо предмет родителю и называет способ воздействия. Родитель должен определить чувства, которые возникнут при этом у ребенка. Предмет передается от родителя к родителю. Важно, чтобы родители прочувствовали и дали приблизительно такие же ответы как в таблице.

    Чувства от лица ребенка

    Я никому ничего не должен, мне кажется, что я плохой, родители мне не доверяют

    Я любим, мне приятно, сделаю все, чтобы испытать это еще

    Поучения и нотации

    Ну и что, ничего не хочу слушать

    Мои чувства не важны, мне не доверяют, я обижаюсь, злюсь и буду сопротивляться

    Я боюсь, покоряюсь. Я проявляю враждебность к вам, ведь вы меня не уважаете. А еще хочу проверить: выполните ли вы свои угрозы или нет.

    Проявление доверия и уважения

    Мне доверяют как взрослому, приятно чувствовать себя большим

    Меня не любят, я плохой, в следующий раз лучше не скажу

    А теперь попробуем определить, к какому типу воздействия относятся фразы: (Родители продолжают передавать предмет)

  • Перестань крутиться вокруг меня Приказ, команда
  • Ты должен всегда уважать старших, а ты . как ты мог Пристыжение
  • Немедленно иди домой Приказ
  • Какой ты сегодня молодец Похвала
  • Посмотри на себя – какой небрежный вид Критика, пристыжение
  • Ты лентяй Обзывание, насмешка

    Далее предлагается найти максимальное количество решений ситуации и найти оптимальное. Ситуация рассматривается коллективно.

  • Ситуация 1. Взрослый в гостях разбивает вазу (к счастью, ничего, купим новую . ).
  • Ситуация 2. Ребенок разбил вазу. (возможные варианты – крик, поставить в угол, объяснение своих чувств . )

    Какой вывод можно сделать? ( Со взрослым мы сдержанней).

    Рекомендация: «Представляйте себя или взрослого на месте ребенка, прежде чем начать разговор о проступке»

    В конце занятия родителям раздаются памятки и проводится анкетирование, результаты которого покажут эффективность проведенного собрания:

    1. Теперь я считаю, что .
    2. В воспитании буду использовать методы .
    3. Сегодня на занятии мне понравилось и не понравилось .

    Плакат для оформления: Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Гипенрейтер

  • Когда веду себя хорошо, меня любят, и даже велик купили Х.Н.
  • В угол поставили, потом отпустили и мяч купили. Л.Ш.
  • Папа бьет ремнем, за то и балуюсь. Мама не самая страшная. П.М.
  • В угол на колени ставят М.С.
  • Не знаю, что такое наказание, просто веду себя хорошо и все. К.Ж.

    Причины нарушения поведения детей

  • Ребенку не хватает внимания.
  • Ребенок самоутверждается
  • Ребенок мстит
  • Ребенок не верит себя

    Достаточно устранить причину и поведение ребенка изменится

О admin

x

Check Also

Родителям – Безопасный интернет-детям – Детская библиотека Республики Карелия имени В

Дети и подростки активные пользователи интернета. Помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.

Родительское собрание (Любовь к детям)

Выбранный для просмотра документ Без любви все.doc «Без любви все — ничто!» 2. Детские годы—самые важные в жизни человека. Вопрос к родителям: Поднимите пожалуйста руки кто работает? Кто проводит на работе более 8 часов? Вы, возможно, согласитесь, что трудно растить детей в сложном современном мире.

Расскажите детям о весне

Весна! Прекрасное время года! Все расцветает, все оживает после зимней спячки! Долгожданное время, время новых надежд и свершений. Много прекрасных стихов посвящаются этому времени года.

Развод родителей как пережить детям

Высшее образование — бакалавриат, магистратура, аспирантура Как пережить развод с мужем, на руках маленький ребенок 1,3 года Пьяницы не меняются. Если завязывают, то не надолго.

Работа для подростка: где и как можно работать детям

Работа для подростка: где и как можно работать детям При этом не на всякую работу можно устроиться даже до 18 лет, ещё меньше возможностей – до 16, и практически невозможно до 14. А когда можно, то работодателю это невыгодно – и работой особо не нагрузить, и ответственность у такого работника - детская, то есть практически никакая.

Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей – Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам

Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей 1146 Full Text (PDF, 483 kb) Citation Google Scholar За последние двадцать лет Телефоны Доверия становятся все более распространенным явлением в социально-психологической культуре нашей страны.

Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям

Проведена лекция для населения «Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям» Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы.

Психологическая помощь детям, пережившим насилие

Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и в семье одна из острых проблем в современной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка.

Психологическая помощь детям при разводе родителей

Психологическая помощь детям при разводе родителей Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу.

Психологическая помощь детям в условиях развода родителей

В период проведения оперативно-профилактических мер раскрыто 196 профильных преступлений и изъято 174 похищенных сотовых телефона. Как дети дошкольного возроста реагируют на развод родителей Психология реб нка при разводе родителей.

Презентация на тему: Карманные деньги – Карманные деньги – это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды

Карманные деньги – Карманные деньги – это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды. это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемФилипп Севастьянов Презентация на тему: " Карманные деньги – Карманные деньги – это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды.

Правильно дарите детям свою любовь

Дети, которым недостает эмоциональной связи с родителями становятся ;трудными ; подростками Своих деток любят все родители! Но как правильно это показывать, чтобы малыш не был разбалован или наоборот, чтобы его это не пугало? Способы выражения любви классифицируются по четырем типам: Важно все! Большинство родителей сосредоточивают свое внимание на пару областях, совершенно пренебрегая другими.

Правила поведения за столом детям: основы этикета и хороших манер

Никогда не рано учить ребенка хорошим манерам. Ведь он, как губка, впитывает все, что ему говорят и что он ежедневно видит. Карапуз уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя Знакомая ситуация? Простительно, если малышу всего год.

Почему нельзя врать детям? Сайт для девушек

Давайте разберём этот момент более обстоятельно. Так почему-же нельзя врать детям? Практикующими специалистами по психоэмоциональным аспектам индивидуума уже точно выявлено путём многолетних исследований в этой области: ребёнок только до 6 лет может понять, что лгать – это очень плохо.

Почему детям трудно учиться?

Причина - частичная не зрелость тех или иных отделов мозга ребенка. Какие бывают трудности обучения? 1. Трудно поддерживать оптимальный уровень активности. б) Второй вариант трудностей поддержания оптимального уровня бодрствования - гиперактивность.

Почему детям полезен минимализм (и как к нему приучить) – Психология – Медицинский сайт

Почему детям полезен минимализм (и как к нему приучить) Они не виноваты маркетологи убедили малышей в том, что им ну никак не обойтись без [здесь может быть любая новомодная штучка]. Дело в том, что этим прихотям нет конца.

Мир сенсаций

Почему детям нужны домашние животные

Очаровательный и озорной питомец, заведенный для ребенка – это большая ответственность, море хлопот и дополнительные расходы. Несмотря на это, существует немало причин, почему детям нужны домашние животные.

Почему детям необходимо слушать классическую музыку?

Почему детям необходимо слушать классическую музыку? Ученые уже давно доказали, что классическая музыка очень благотворно влияет на детей, даже еще в том периоде, когда они находятся в утробе матери.