Главная » Развитие детей » Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера
Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей) Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В. Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей)

Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В.

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, плакаты (см. приложение), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные и отобранные ответы детей, диаграмма (по итогам анкеты КП).

  • анкетирование родителей (Анкета КП),
  • опрос детей по вопросам:
    • Самое страшное наказание
    • Наиболее желаемое поощрение

    Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката или газеты.

    Вступление ведущего: каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием – взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Устав от такого общения, многие родители занимают крайние позиции: одни стараются ребенка «сломить» любой ценой, другие не обращают каждый шаг (рисунки Приложение 1).

    Сегодня мы поговорим о различных способах воздействия на детей, которые помогут изменить поведение детей. Но прежде следует разобраться в причинах непослушания детей. Основная часть. Как Вы думаете, почему ребенок может не слушаться? (ответы родителей).

    Психологами выделено 4 основные причины (плакат – Приложение 2):

    1. Ребенку не хватает внимания.
    2. Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
    3. Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
    4. Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение – ничего не может и тд.)

    Поэтому часто, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка достаточно выяснись и устранить ее причину. Но бывают и другие случаи. Сейчас мы проведем маленькое соревнование, на листах напишите способы, помогающих изменить поведение ребенка. (родители пишут)

    Кто сколько написал (ответы). На какие две группы можно их разделить? (Способы поощрения и способы наказания). Посчитайте каких способов у вас больше. Назовите самые действенные на ваш взгляд (ответы). На самом деле их безграничное множество. Открывается таблица (либо 2 плаката).

    Способы наказания и изменения поведения

    Словесные наказания (Угроза, Запрет, Приказ, Нотации, Критика)

    Включить задание в игру

    Выразить доверие ребенку, веру в его силы и способности

    Дать творчески самореализоваться (помоги почистить картошку, а потом сам украсишь торт)

    Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения

    Предложение альтернативы нежелательного поведения

    Развлечение (вскоре после задания), приятная деятельность (прогулка с папой, мультфильм . )

    Игнорирование вызывающего поведения

    Проявления уважения, как к взрослому.

    Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает)

    Ведущий озвучивает результаты анкеты КП, оформленной в виде диаграммы или лесенки (набравшие больше всего баллов методы занимают максимальную площадь и, наоборот). Проведенное в нашем детском саду анкетирование среди родителей показало, что самым часто используемым способом воздействия на детей является похвала (далее по схеме)

    1. Похвала, ласка
    2. Совет, проявление доверия и уважения
    3. Просьба, вопросы
    4. Подарок
    5. Предложение альтернативы
    6. Запрет
    7. Поучения, нотации
    8. Анализ поведения
    9. Обращение в шутку
    10. Приказ

    Что на Ваш взгляд эффективнее поощрения или наказания? (ответы)

    На самом деле поощрения обладают большей эффективностью, это было замечено вначале на животных. Раньше при дрессировке использовали болевые воздействия, например, медведя ставили на раскаленную плиту и били в бубен, от боли медведь танцевал. Затем плиту убирали, а бубен оставался и медведь танцевал. Но потом обнаружили, что, давая лакомство (поощрение) можно добиться эффекта во много раз быстрее.

    Но не каждое поощрение будет эффективно. Есть несколько секретов. Как Вы думаете, при каких условиях результат будет достигнут быстрее? (ответы фиксируются на планшете). Ведущий добавляет не озвученные варианты.

  • Поощрение должно быть неожиданно и заслуженно (если ребенок знает, что все равно получит награду, то эффективность снижается)
  • Выполняйте обещанное или ребенок перестанет вам верить
  • Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее

    Параллельно вывешивается плакат: Поощрения эффективны, если они

    Как вы думаете, какое для детей самое лучшее поощрение? (ответы) А Ваши дети наиболее желаемыми поощрениями считают . ( наиболее интересные ответы детей). А самым страшным наказанием для них является . (наиболее интересные ответы детей). А как вы считаете физические наказания можно использовать в воспитании? Исходя из ваших ответов, 80% опрошенных родителей хоть изредка, но используют физические наказания.

    А физические наказания:

  • говорят о бессилии родителей
  • портят взаимоотношения с детьми.

    Для них это жест нелюбви. По статистике после физического воздействия дети продолжают безобразничать, но исподтишка. Закройте глаза. Вернитесь в детство и вспомните ситуацию, когда вас наказали. Обратите внимание на ваши чувства. Что вы чувствуете?( ответы)

    Ребенок, которого ударили:

  • Чувствует оскорбление и унижение
  • Маленький начинает плакать еще громче
  • Появляется неприязнь к обидчикам
  • При частом битье ребенок чувствует ненависть к самому себе и окружающим

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок испытывал подобные чувства? На планшете зачеркиваются все наказания, связанные с физическим воздействием. Существует множество других способов заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.

    Обращается внимание на следующие способы(при необходимости дописать):

  • Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения
  • Предложение альтернативы нежелательного поведения
  • Личный пример
  • Игнорирование вызывающего поведения
  • Отсутствие наказания (это удивит и заставит задуматься)
  • Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает).

    Надо помнить, что нет универсальных способов воздействия. Для каждого ребенка нужно искать свои меры. Даже в разных ситуациях по отношению к одному ребенку это могут и должны быть разные меры. Если все-таки без наказания не обойтись, то помните несколько правил.

    Наказывая ребенка, помните:

  • Наказание должно быть значимым для ребенка (если он не хотел идти в гости и остался дома – это не наказание)
  • справедливым (по мере тяжести проступка)
  • отдельно хочется сказать о заветном нельзя. Я вас попрошу не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом в течение 15 секунд. (отсчет 15 сек). У Вас получилось? Большинство из вас сначала представили то, о чем нельзя думать. Это происходит и с детьми. Они должны понять что ЭТО делать нельзя, подумав или сделав запрещаемое.
  • Наказание и поступок ложны быть максимально сближены во времени (неэффективно наказывать за вазу, разбитую 2 месяца назад, или запрещать запланированную через месяц поездку).
  • Последовательны по отношению к одним и тем же проступкам ( нельзя один раз рассмеяться, а другой наказать – это запутает ребенка)
  • Наказывайте за поступок, а не потому что У Вас плохое настроение.
  • Ведите разговор о проступке наедине с ребенком
  • Не используйте местоимение Я. (не «я запрещаю смотреть», а «на сегодня мультфильмы отменяются»)

    Параллельно вывешивается плакат: Наказания эффективны, если они

  • Значимы для ребенка
  • Справедливы
  • Сближены с проступком
  • Одинаковы за один и тот же проступок
  • После них ребенок прощен
  • Разговор наедине и без «Я»
  • Выполняются

    Т.е. с наказаниями нужно быть очень осторожным, чтобы не ранить ребенка. Чтобы лучше в этом разобраться, давайте потренируемся в определении чувств, которые вызывают у ребенка наши наказания и поощрения. Ведущий передает какой-либо предмет родителю и называет способ воздействия. Родитель должен определить чувства, которые возникнут при этом у ребенка. Предмет передается от родителя к родителю. Важно, чтобы родители прочувствовали и дали приблизительно такие же ответы как в таблице.

    Чувства от лица ребенка

    Я никому ничего не должен, мне кажется, что я плохой, родители мне не доверяют

    Я любим, мне приятно, сделаю все, чтобы испытать это еще

    Поучения и нотации

    Ну и что, ничего не хочу слушать

    Мои чувства не важны, мне не доверяют, я обижаюсь, злюсь и буду сопротивляться

    Я боюсь, покоряюсь. Я проявляю враждебность к вам, ведь вы меня не уважаете. А еще хочу проверить: выполните ли вы свои угрозы или нет.

    Проявление доверия и уважения

    Мне доверяют как взрослому, приятно чувствовать себя большим

    Меня не любят, я плохой, в следующий раз лучше не скажу

    А теперь попробуем определить, к какому типу воздействия относятся фразы: (Родители продолжают передавать предмет)

  • Перестань крутиться вокруг меня Приказ, команда
  • Ты должен всегда уважать старших, а ты . как ты мог Пристыжение
  • Немедленно иди домой Приказ
  • Какой ты сегодня молодец Похвала
  • Посмотри на себя – какой небрежный вид Критика, пристыжение
  • Ты лентяй Обзывание, насмешка

    Далее предлагается найти максимальное количество решений ситуации и найти оптимальное. Ситуация рассматривается коллективно.

  • Ситуация 1. Взрослый в гостях разбивает вазу (к счастью, ничего, купим новую . ).
  • Ситуация 2. Ребенок разбил вазу. (возможные варианты – крик, поставить в угол, объяснение своих чувств . )

    Какой вывод можно сделать? ( Со взрослым мы сдержанней).

    Рекомендация: «Представляйте себя или взрослого на месте ребенка, прежде чем начать разговор о проступке»

    В конце занятия родителям раздаются памятки и проводится анкетирование, результаты которого покажут эффективность проведенного собрания:

    1. Теперь я считаю, что .
    2. В воспитании буду использовать методы .
    3. Сегодня на занятии мне понравилось и не понравилось .

    Плакат для оформления: Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Гипенрейтер

  • Когда веду себя хорошо, меня любят, и даже велик купили Х.Н.
  • В угол поставили, потом отпустили и мяч купили. Л.Ш.
  • Папа бьет ремнем, за то и балуюсь. Мама не самая страшная. П.М.
  • В угол на колени ставят М.С.
  • Не знаю, что такое наказание, просто веду себя хорошо и все. К.Ж.

    Причины нарушения поведения детей

  • Ребенку не хватает внимания.
  • Ребенок самоутверждается
  • Ребенок мстит
  • Ребенок не верит себя

    Достаточно устранить причину и поведение ребенка изменится

О admin

x

Check Also

С какого возраста приучать детей к горшку

С какого возраста приучать детей к горшку. В каком возрасте и как приучать ребенка к горшку? Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить.

С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания?

С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? Спасибо большое за ответ на предыдущий вопрос! Вы всеми своими ответами очень помогаете! Можно еще спросить, есть ли уже на сайте информация, с какого возраста нужно наказывать, как и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? С какого возраста можно/нужно говорить, что такой-то поступок очень расстраивает маму и не нужно так делать? Еще раз большое спасибо! И. Можно говорить, что такой-то поступок расстраивает маму, с того возраста, с которого ребенок может это понять.

С каким знаком Зодиака вам лучше иметь детей, Магия судьбы, Яндекс Дзен

1. Вы будете друзьями для своего малыша. 2. Вы обеспечите своему ребенку эмоциональную гармонию, так как будете давать ему самое лучшее. 3. Вы разовьете у ребенка смекалку и сообразительность.

С каждым годом особенных детей все больше

С каждым годом особенных детей все больше. В чем причина аутизма, и как с ним жить? С каждым годом среди нас становится все больше особенных людей. Аутизм — четкого научного объяснения возникновения этого расстройства пока нет.

Русь изначальная – Празднично-информационная программа для детей 5-7 лет 117 Проводы зимы сценарий для детей 5-6 лет 121

Празднично-информационная программа для детей 5-7 лет 117 Проводы зимы сценарий для детей 5-6 лет 121 Конкурсная программа дли учащихся 5-6 классов. Оборудование: кубик (грани 12 сантиметров, разноцветные стороны), конверты с заданием к конкурсу №4 для каждой команды, записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Русские народные сказки, Все Для Детей

В разделе “Русские народные сказки” на нашем сайте Все Для Детей.ру Вы сможете найти большое количество так хорошо Вам знакомых русских народных сказок.

Русские народные сказки для дошкольников, Развиваем детей сами

Русские народные сказки для дошкольников В современном мире многие родители предпочитают пользоваться инновационными методами воспитания детей, показывая им мультфильмы, презентации, компьютерные развивающие игры.

Русские народные сказки для детей читать онлайн бесплатно, Детский сайт «Микки Маус&raquo

Русские народные сказки уникальная форма повествования, которая в простой и доступной форме знакомит ребенка с окружающим его миром, с извечными понятиями добра и зла, правды и лжи, трусости и отваги.

Русские народные сказки для детей читать онлайн бесплатно слушать и смотреть

Русские народные сказки ; Это самая ранняя форма повествования, которая существует с древних лет. Она проста и понятна для детей любого возраста. В очень доступной, простой, а также в игровой форме доносится для детишек о существующем мире, который их окружает.

Русские народные сказки для детей 6-7 лет читать онлайн – русские народные сказки для детей 6-7 лет читать онлайн

Когда-то были дед и бабушка. У них была внучка Машенька. Подружки собрались однажды в лес за грибами и ягодами. Они пришли позвонить Маше и Машеньке. - Дедушка, бабушка, - говорит Маша, - отпустите . Лиса и кран подружились.

Русские народные сказки для детей 4-5 лет читать

Русские народные сказки для детей средней группы ДОУ Русская народная сказка в обработке В. Даля Война грибов с ягодами Красным летом всего в лесу много и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.

Русские народные сказки для детей 2-3-4 лет читать

Вот она летела, летела и села; Да по сторонам посмотрела. Это присказка. А сказка? Сказка вся впереди. Жили себе дед да баба, И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко: Яичко не простое, золотое.

Русские народные сказки для детей 2 класса читать

Популярные истории в основном разделены на три категории. Это рассказы животных, повседневные истории и сказки. Русские народные истории о животных - одни из самых популярныхдревние виды сказок, которые существуют, их корни восходят ко временам Древней Руси.

Русские народные сказки для детей

Русские народные сказки можно смело назвать энциклопедией русского народа, раскрывающей суть его истории, быта, мировоззрения. Сказки переходят от поколения к поколению, передавая мудрость и понятия о моральных устоях целой нации.

Русские народные сказки детей 7 лет

Секрет старых сказок прост: за века своего существования они миллионы раз пересказывались маленьким слушателям, а потому полностью приспособились к потребностям детей. Первая сказка малыша обязательно должна быть ритмичной, с рифмами и песенками.

Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей сценарий

В России сегодня с любовью сохранились древние церемонии и регулярно отмечен популярный русский праздник . И пока в древние времена не было специального праздника для детей, дети обязательно участвовали во многих из них и играли свою роль.

Русские народные поговорки и пословицы о весне для взрослых, детей

Бизнес 2015 May 22 Смс поздравления с Прощеным воскресеньем в стихах ; 2 марта 2014 Извините за вторжение, Я прошу у вас прощение! Вам, наверное, немножко Поскребли сердечко кошки? Очень каюсь.

Россияне бьют и будут бить детей

Исследования показывают, что порке подвергаются более 60% детей, особенно усердствуют с ремнем и палкой родители-силовики, но в целом по России — матери. 18:26, 06.12.2016 // Росбалт, Блогосфера В ноябре 2016 года в Госдуму внесен проект о декриминализации побоев в семье.