Главная » Развитие детей » Обобщение опыта работы на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте
Обобщение опыта работы на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте Автор публикации: Наумова Л.В. Дата публикации: 2016-10-07 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 133 Тема «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте» 1 младшей группы Сообщение из опыта работы «Организация и проведение режимных моментов» Первые три года жизни - это период наиболее быстрого физического и психического развития детей.

Обобщение опыта работы на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте

Обобщение опыта работы на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте

Автор публикации: Наумова Л.В.

Дата публикации: 2016-10-07

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 133

Тема «Формирование культурно-гигиенических

навыков детей в раннем возрасте»

1 младшей группы

Сообщение из опыта работы «Организация и проведение режимных моментов»

Первые три года жизни – это период наиболее быстрого физического и психического развития детей. Чтобы малыш правильно развивался необходимо с первых дней жизни организовать его воспитание. Успешно справиться с этим можно при условии любви и большого внимания персонала, работающего с детьми, а так же знания процесса развития детей. Для того, чтобы обеспечить правильное развитие ребенка, необходимо не только знание основ физиологии, гигиены, но и хорошее знание педагогики. Аппетит у ребёнка будет лучше, а сон глубже, если: его привлечь к посильному, активному участию в процессе кормления и укладывания, своевременно формировать доступные навыки самообслуживания, самостоятельности.

Формирование самостоятельности, это важнейшие черты личности, начинается на ранних этапах; осуществляется оно во всех разделах воспитательной работы: и в режимных процессах, и в играх, и на занятиях.

Введение ребёнка в режим, организация его жизни по определённому распорядку – важная воспитательная задача. Важной задачей в работе с детьми ясельного возраста является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Одно из условий своевременного полноценного развития детей – их хорошее уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни детей, интересными впечатлениями и деятельностью, а главное общением с взрослым.

Общение с детьми в режимных процессах строится с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Вначале детей упражняют в названии знакомых действий, используя поручения «скажи-повтори»: «Застегнуть тебе пуговицы?» – Скажи: «Застегните». «Налить супу?» – Скажи: «Налейте». Затем детей побуждают назвать выполненное или предстоящее действие: «Что ты сейчас будешь делать?» И, наконец, когда самообслуживание достигает известного совершенства, и соответствующий словарь в достаточной степени освоен, дети получают задание рассказать, что они сейчас делают, то есть у них формируется умение сопровождать речью свои действия: «Что ты делаешь? – Достаю шапку. Надеваю кофту»

В режимных процессах дети овладевают словами различных групп. В моменты, благоприятные для общения, планируются и создаются ситуации, способствующие уточнению соответствующих наименований и активному называнию частей тела, одежды, обуви, посуды, оборудования умывальной комнаты, спальных принадлежностей, действий с ними; качеств; пространственных и временных ориентировок. Обогащается словарь названиями частей (деталей) знакомых предметов: воротник, пуговицы, карманы пальто; ручка у чашки; середина, концы у полотенца; названия блюд, овощей, фруктов.

Необходимо учить детей понимать и обозначать словами последовательность действий: надел пальто – теперь застегни пуговицы; вымыл руки – вытри их; различать и называть действия, противоположные по значению: застегнуть – расстегнуть, снять – надеть, открыть – закрыть (шкаф), взять – положить (мыло, полотенце).

Вопрос о месте речевых воздействий на ребёнка в режимных процессах должен быть тщательно продуман.

Задумываются ли воспитатели над тем, сколько времени, уходит у детей на одевание, и какую работу по развитию речи можно при этом проводить? Дети одеваются около 40 минут. В это время они ведут себя по-разному: одни пытаются надеть штаны и кофту самостоятельно, другие – идут к взрослому и молча отдают ему вещь, которую не могли, а подчас и не пытались надеть. Некоторые не делая попытки надеть вещь, ждут когда их позовет взрослый, чтобы помочь. Только незначительная часть детей при затруднении обращаются за помощью, выражая просьбу словесно: «оденьте», «завяжите», «я не могу». Поэтому, организуя процесс одевания, воспитатель должен руководствоваться определенными правилами:

Прежде чем предложить помощь ребенку, убедитесь, что он пытался надеть вещь;

– Контролируйте последовательность одевания;

– Не позволяйте доставать сразу несколько вещей и не делайте этого сами;

– Учите детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах: «Что ты хочешь? Что тебе сделать? Скажи: «Застегните»

– Учите помогать друг другу (обращаться за помощью и предлагать её). Например, попроси Лену достать шапку. Скажи: « Достань шапку».

Руководствуясь этими правилами, можно не только обеспечить формирование у детей навыков одевания, но и сохранить время для разнообразных вопросов, речевых заданий, рассчитанных на ответы как действием (покажите, принесите, потрогайте, посмотрите), так и словесные (Поблагодари Аню, Скажи: «Спасибо. Что это? Что сделать? Для чего нужно? Какой? Где лежит?). Обращение взрослого к детям должно содержать информацию, расширяющую и уточняющую словарь: «Варежки связали. Из ниток связали. Они шерстяные. Куртку бабушка сшила. В шубе ты похож на медвежонка»,

В этих же целях можно использовать потешки, рифмовки.

«Это чья, это чья шапочка пуховая.

Шапочка пуховая, синяя да новая.

Шапка меховая, черная, большая»

В процессе одевания важно выявлять моменты, благоприятные для речевого общения с детьми. Первые 4-5 минут дети одеваются сосредоточенно. Это подходящее время для объяснений, вопросов. Затем дети начинают обращаться к взрослым за помощью. Воспитатель, подзывая к себе отдельных детей, помогают им, беседуют с ними: Что тебе сделать? Скажи: «Наденьте кофту». Детей спрашивают о последовательности одевания (этому поможет стенд с пристежками, где дети могут самостоятельно закрепить ту вещь, которую необходимо одеть по очередности). Просят, показывая ту или иную вещь, называя её, уточняют качества предметов, подсказывают, к кому из детей в данный момент лучше обратиться за помощью и почему, как попросить товарища, поблагодарить за услугу. Необходимо поощрять детей, помогающих по своей инициативе, учить предлагать помощь: «Предложи Оле: «Хочешь, я тебе помогу»; – скажи Васе: « Я могу открыть». Для освоения малышами приёмов одевания можно использовать дидактические игры и игры – занятия («Оденем куклу на прогулку», «Катя в гости собирается»). Дидактическая кукла с подбором одежды позволит детям добиться более рациональных действий во время одевания. Надевая на куклу штаны , ботинки, шапку, шубу, дети быстрее научатся одеваться и сами.

Возвращение с прогулки (раздевание) трудно для речевой работы. Беседы с детьми в осенне – весенний период возможны лишь спустя 5-6 минут после возвращения, так как в первые минуты дети недостаточно активно реагируют на обращение взрослого. Возвращаются: малыши с прогулки подгруппами. Помогая детям раздеваться, взрослые больше рассказывают, чем спрашивают. Вовлекая отдельных детей в разговор, можно задавать легкие вопросы, простые задания. Необходимо учить последовательности раздевания, снимать по очереди только одну вещь, складывать аккуратно в шкаф на определенное место, привлекать детей к элементарному сворачиванию штанов и колготок (колбаской). Как правило, детям доставляет большое удовольствие показать какая ровная, красивая «колбаска» получилась. Приучая с раннего возраста складывать одежду в шкаф, чтобы там был порядок, мы приучаем ребёнка к аккуратности, бережному отношению к одежде. Здесь поможет карточка «Порядок складывания одежды в шкафу», Но прежде чем этому учить детей, необходимо, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые они могут вешать её в свой шкаф; приучать родителей утром вместе с ребёнком сворачивать и складывать одежду в шкаф.

Словарная работа во время умывания осуществляется до и после непосредственных действии с водой и полотенцем, Действия с водой (открыть кран, пустить воду, намылить руки, смыть мыло) требуют от ребёнка внимания и известного напряжения, хотя и увлекают его. В это время дети заметно хуже реагируют на обращенную к ним речь. До умывания и в процессе его так же используют стихи и потешки. Например, перед умыванием:

«Кто рукавчик не засучит,

Тот водицы не получит.

Руки надо чисто мыть.

Рукава нельзя мочить».

Помочь освоить процесс умывания более успешно помогают карточки – алгоритмы (умывания, вытирания), где дети видят наглядно, в какой последовательности необходимо мыть руки, вытираться. Очень нравится малышам намыливать ладошки по принципу – «Перчатки» и любоваться ими. Для более лёгкого овладения навыком умывания, связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. При умывании ребёнок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает. Так же эффективны косвенные приёмы предупредительного поощрения: «Посмотрите, дети, как быстро и чисто Лиза вымыла руки. Теперь, Лиза, покажи, как ты умеешь их вытирать». Очень эффективно использовать игры (с куклой, с водой и т.д.).

Приучение пользоваться своим полотенцем играет большое значение в культурно – гигиенических навыках, поэтому первое время необходимо обращать внимание на картинку возле крючка (У тебя бабочка на крючке. Возьми вытри лицо, руки, повещай на бабочку).

Речевое общение с детьми целесообразно до того, как ребёнок начнёт есть. Поэтому воспитатель стремится создать спокойную обстановку во время кормления. Детей заранее настраивают на прием пищи:

«Я тебе перед едой руки вымою водой,

Повяжу тебе салфетку, ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко своё допей и пойдём гулять скорей» .

Не делая частных замечаний, необходимо воздействовать на детей, опираясь на положительные примеры, напомнить правил а поведения за столом:

«Стол, рубашку – не марай,

рот салфеткой вытирай»

«На стол накрыто, ешь с аппетитом,

Хлеба кусок, из ложки глоток,

На язычок, да в горлышко»

Обращаться к кому-либо из детей необходимо вполголоса, чтобы не отвлекать всю группу. Можно обратить внимание на блюдо, которое дети будут есть, к концу третьего года проговаривать меню (что приготовлено на обед). Очень скоро дети: начинают запоминать меню целиком и говорить, что они будут есть: суп, котлету, капусту, компот. Очень важно за столом формировать культурно-гигиенические навыки (тщательно пережёвывать пищу, откусывать хлеб, правильно держать ложку, помогать хлебом, вытирать рот салфеткой, благодарить за еду). Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство условий. Существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием культурно-гигиенических навыков во время еды .

Особенно важно соблюдать индивидуальный подход при укладывании детей спать и подъеме их после сна. Легко утомляемых детей укладывать спать в первую очередь, трудно засыпающих – в последнюю, чтобы около них можно было посидеть.

Приемы укладывания спать должны стать чем-то привычным для ребенка, неизменно изо дня в день повторяющимися, тогда они у него свяжутся с представлением о сне, и будут содействовать быстрому засыпанию.

При подготовке ко сну благоприятна словарная работа для введения в активный словарь детей названия частей тела, одежды спальных принадлежностей, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений (повесь на стул, поставь под стул, повесь на спинку кровати); для обогащения словаря наречиями и прилагательными (не шуми, говори тише, не очень громко; вешай одежду аккуратно, чтобы не помялась).

Укладывать детей спать надо в спокойной обстановке, ласков о разговаривать с малышами, можно использовать художественно е слово, потешк у , колыбельную песенку:

Надо, Катя, спать ложиться,

Катя глазки закрывай,

«Не квакайте лягушки,

Под окошком у ребят,

Здесь кроватки, раскладушки

Здесь ребятки крепко спят»

Подъем после дневного сна

Здесь предоставляется меньше возможностей для словарной работы. Детей поднимают по мере пробуждения. Для того, чтобы создать у детей хорошее настроение, используют стихи и рифмовки:

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно»

Одевание после сна – удобное время для индивидуального общения с ребенком. Взрослый показывает манжеты, пряжки , уточняет порядок одевания. Как много новых слов узнают дети! Всего несколько фраз… А как это важно в установлении контакта с ребенком. Да еще похвалим маму и платье. Доброжелательность и внимание к ребёнку создает у него хорошее настроение, вызывает желание общаться с взрослым. При одевании после сна можно использовать игровые приемы, направленные на формирование навыка правильно надевать колготки, носки, сандалики и другую одежду: «Правильно наденем колготки», «Сейчас кукла проверит, все ли правильно надели сандалики»

Игровые приёмы, используемые воспитателем и вызывающие у детей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребёнка нравственных правил поведения! Воспитатель ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их опыт, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребёнок не ощущает себя его объектом.

В формировании навыков можно использовать разнообразные игровые приёмы: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки (вытирать лицо)», «Мишутка пришёл посмотреть, у всех ли есть носовой платок», «Зайку бросила хозяйка (воспитатель поднимает игрушку, та жалуется, как ей плохо лежать на полу забытой, хочется в свой домик, на полку)».

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения целесообразно использовать игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки. Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребёнком.

Через игры – занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, что даёт возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Проводить такие игры можно и в первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, игру – занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна непосредственно перед умыванием. Местом проведения таких занятий могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

В игры – занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы (щёточки, расчёски, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, фотографии и т.д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребёнка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим); дети тут же упражняются в правильных действиях ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогает малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных моментах.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результат постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно – гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни

С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Г.М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов ДОУ

«Организация и проведение режимных моментов с детьми раннего возраста»

Прием детей – начало рабочего дня воспитателя. Как насыщен этот промежуток времени самыми разнообразными делами! Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует работу в уголке природы, игры, беседует с родителями своих воспитанников. Казалось бы, прием обычен и постоянен: дети приходят в группу, включаются в разнообразную деятельность, но только умение педагога понять состояние, возможные волнения каждого ребенка, позволит ему осуществить прием так, чтобы создать у детей бодрое настроение, желание играть и общаться со сверстниками в течении всего дня.

Прием окончено. Дальше в режиме дня значатся: гимнастика, завтрак, занятия, прогулка и т.д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения, трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима дня (накормить детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку указанной длительности), но и осуществляет задачи всестороннего развития.

От методически правильного проведения каждого режимного процесса зависит здоровье ребёнка, его сон, аппетит и характер поведения.

Для детей каждого возраста рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо на всём протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а так же полноценный отдых.

Выполняя требования режима, воспитатель стремится не допускать отклонений во времени. Но это не должно приводить к постоянному поторапливанию детей. Ведь поспешность не даст возможности закончить начатую игру или привести в порядок использованный инструмент. Разве можно в таких условиях воспитывать целеустремлённость, волю, выдержку, терпение?

Учитывая особенности детей группы, педагог начинает подготавливать их к переходу от одного элемента режима к другому заранее, например, минут за 10 до завтрака предложить наиболее медлительным детям заканчивать игры, убирать игрушки и идти умываться. Этим детям нужно больше времени, чтобы реализовать в игре свой замысел, им понадобится помощь взрослого (напомнить, куда поставить ту или иную игрушку, помочь в умывании).

В группах детей второго и третьего года жизни при проведении кормления, укладывания, подъёма, одевания, умывания и других режимных моментов строго соблюдается принцип повремённости. При этом воспитатель и его помощник занимаются с таким количеством детей, которое они могут обслужить одновременно. Организуя постепенный переход от одного элементного режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребёнка учит доводить дело до конца (одеваясь – проверить свой внешний вид), другого – убрать за собой, третьего – подчиняться принятым правилам поведения, а каждого – быть предупредительным и доброжелательным.

Постепенность при осуществлении режима помогает устранить утомительные для детей очереди и ожидания, позволяет каждому ребёнку выполнять общий режим в темпе, соответствующем его особенностям. Если же воспитатель постоянно задерживает детей, предлагая подождать опаздывающих, то все они томятся в ожидании.

Это раздражает детей, лишает их возможности целесообразно и продуктивно использовать время, располагает к шалостям или пустому время провождению. В таких условиях дети либо постоянно ждут, либо торопятся, механически выполняют распоряжения воспитателя и устают от постоянного напряжения. У них не формируется чувство времени, умение распоряжаться им целесообразно, самостоятельно находить для себя занятия. У детей этого возраста наблюдается большие различия в физическом и психическом развитии, поэтому к ним необходим дифференцированный подход при организации различных видов деятельности и отдыха.

Во время проведения режимных моментов необходимо четкое распределение обязанностей между взрослыми.

Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где ответственнее педагогические задачи. В частности, он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Помощник воспитателя обслуживает детей, которые частично овладели навыком.

Режимные моменты, повторяясь ежедневно по нескольку раз, предоставляют благоприятные возможности для развития речи и мышления детей. Крайне важно, чтобы дети знали названия вещей и действия, с которыми они имеют дело при кормлении и одевании. Большинство этих слов должно быть в активном словаре ребёнка.

Большая часть обращений персонала к детям, особенно на втором году жизни, организационные, предполагающие ответ действием. Они необходимы, поскольку ребенок осваивает соответствующие навыки, последовательность действий, учится согласовывать их с действиями сверстников, не мешать им. Уже к двум годам он приучается выражать просьбу словами, а не жестами и криком. На третьем году ребенок обращается к взрослым, используя целые фразы.

Значительное место в режиме дня занимает время, которое отводится для гигиенического ухода за детьми. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь.

Постоянно приучая ребёнка к определённым действиям, легко выработать у него ряд культурно-гигиенических навыков. В первую очередь необходимо воспитать у ребёнка потребность в чистоте. Приучая ребёнка к опрятности, надо чтобы ему было неприятно ходить в мокрых штанах, чтобы он обращал внимание на грязные руки, мокрый нос, грязные губы. Нельзя допускать, чтобы ребенок ходил с грязным носом , грязным лицом после еды. Приучая ребенка всегда быть чистым и опрятным, вы воспитываете у него потребность к чистоте. Он будет и сам обращаться к взрослому, чтобы ему вытерли нос, губы, рот.

При формировании культурно-гигиенических навыков условия должны быть постоянными, а методические приемы необходимо менять.

«Будем умываться», – говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и как завертывать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. И так из дня в день. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Правильная организация умывания – это не только условия формирования культурно – гигиенических навыков, но и воспитание при этом положительных взаимоотношений между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников, и воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными (посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место).

Умывание следует проводить умело. Необходимо засучить ребёнку рукава, чтобы туда не заливалась вода, умывать водой комнатной температуры. К двум годам предоставлять ребёнку возможность самостоятельно умываться, учить его мыть руки с мылом, указывая, где надо лучше потереть. Если ребёнка постоянно умывают утром и перед сном, моют руки перед каждой едой, это превращается у него в привычку: услышав о приготовлении к еде, он сам побежит к умывальнику. На третьем году этот навык совершенствуется, и ребенка приучают под контролем взрослого самостоятельно умываться и вытираться.

Одним из основных требований к организации питания является строгая регулярность и своевременность. Недопустимы даже небольшие задержки в приеме пищи, так как это отрицательно сказывается на аппетите. За 10-15 минут до начала еды необходимо обеспечить спокойные игры. Прием пищи должен всегда проходить в спокойной обстановке. Недопустимо прибегать к насильственному кормлению, уговорам – это может вызвать у ребёнка стойкую отрицательную реакцию. Большое внимание следует уделять правильной сервировке столов, наличию необходимых столовых приборов, салфеток. Дети должны садиться за стол не одновременно, а по мере того, как помоют руки. Во время кормления надо создать такую обстановку, чтобы ребенок мог сосредоточиться на еде и не отвлекался бы от неё. Не следует сразу ставить на стол все блюда, которые ребёнку полагается съесть. В процессе кормления ребёнок должен соблюдать элементарные правила поведения. Сначала простые (не лазить ложкой в тарелку соседа, задвинуть стул под стол после еды), а в конце второго, на третьем году – более сложные, разнообразные (не садиться за стол, не вымыв руки и не убрав игрушек, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых). Следует приучать детей откусывать хлеб, тщательно пережёвывать пищу. Воспитывая нормы поведения за столом, помимо привития детям культурно – гигиенических навыков, возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения за столом, вежливости, сдержанности, предупредительного отношения к сверстникам (подать хлеб товарищу), воспитания уважения к хлебу.

Место занятий в режиме дня, их длительность, примерная последовательность чётко определены и предусматривают смену детской деятельности. Однако важно не только обеспечить определённую длительность занятий и смену деятельности, но и заполнить каждую минуту, когда дети напряженно работают, стремятся выполнять задания, чётко отвечать на заданный вопрос. При таких условиях на разных занятиях педагог решает общие задачи: формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нравственно- волевые качества, готовит к учебной деятельности в школе.

В режиме дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь, для игры. Чем более четко воспитатель руководит режимом, тем больше времени оказывается в распоряжении детей для игр. Игра имеет большое значение для ребёнка: она содействует его общему развитию, так как расширяет его личный опыт, помогает выработке у ребёнка положительных черт характера – сосредоточенности, настойчивости, целеустремленности. Организуя, разные виды игры воспитатель формирует всё более сложные умения.

Детям надо предоставить достаточно просторное и удобное место для игры, в котором должны быть собраны игрушки. Ребёнок хорошо играет, когда он здоров, бодр, когда его ничто не беспокоит, не нарушает его игры, а содействует ей, создавая благоприятные для неё условия, и непосредственно ею руководит. Большую радость доставляет малышам игра с песком, они любят плескаться в воде, купать куклу, нарду с подвижными играми очень любят складывать кубики, кирпичики, нанизывать колёсики на палочку, засовывать палочки в дырочки, рассматривать книжки с картинками. Дети любят вынимать и раскладывать вкладыши, матрёшек – всё вынимают, рассматривают, называют. Такие спокойные игры очень полезны ребёнку перед сном.

Подготовка к прогулке, подъём после дневного сна – эти режимные моменты связаны с одеванием детей. Одевание – удобное время для индивидуального общения с ребёнком.

Раздеваться, ребёнку легче научиться, чем одеваться. Одежда должна быть такой, чтобы ребёнок мог легко самостоятельно одеться. Помощь малышам при одевании оказывают воспитатель и младший воспитатель. Взрослый показывает малышам манжеты, пряжки, уточняет порядок одевания (раздевания). В общем, разговор о самом прозаическом, но как много новых слов узнают дети. Чтобы процесс одевания не затягивался и не был утомительным для детей, воспитатель напоминает детям: как выйти в раздевалку, взять колготки, сесть на скамейку и одеваться. Таким образом, дети заранее подготовлены к самостоятельным действиям и не будут ждать, пока их оденут. При одевании решается ряд воспитательных задач: приучение детей обращаться с просьбами достать какой-либо предмет одежды или помочь застегнуть, завязать, благодарить за помощь. Взрослый не спешит одевать ребёнка, а формирует навыки самообслуживания и помогает лишь тогда, когда убежден, что ребёнку трудно. В таких условиях дети быстрее овладевают необходимыми навыками, становятся более самостоятельными, усваивают правила: все, что можешь, сделай сам; в случае затруднений обратись за помощью, поблагодари за услугу. К 3 годам ребёнок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, развязывать шнурки, расстёгивать спереди пуговицы, знать порядок одевания и раздевания, замечать неопрятность в одежде и просить взрослого помочь устранить её.

Малышей выводят на прогулку подгруппами. Недопустим выход всей группы на прогулку одновременно, когда уже одетым детям приходится ждать в помещении. Прогулка должна быть содержательной, включать разнообразную деятельность, самостоятельные игры, 2-3 подвижные игры, наблюдение за природой, дидактические игры, выполнение элементарных трудовых поручений. Основные требования к их организации – соответствие нагрузки возрастным возможностям детей.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности, степень подвижности, интересы, погодные условия. Важно, чтобы дети во время прогулки пользовались различными пособиями, игрушками, специально предназначенными для игр на участке . С прогулки дети возвращаются постепенно, часть детей забира ет помощник воспитателя, помогает им раздеться. Спустя 7-10 минут заходят остальные дети. При организации сна необходимо хорошо проветрить помещение (температура в спальне не должна превышать 18-20 градусов ). Сну должна предшествовать спокойная обстановка, нельзя допускать шумных и подвижных игр. Укладывать детей спать надо в спокойной обстановке. Приёмы укладывания спать должны стать чем-то привычным для ребёнка, неизменно изо дня в день повторяющимся, тогда они тесно свяжутся у него с представлением о сне и будут содействовать быстрому засыпанию. Очень важно наличие специальной одежды: для сна – пижам, сорочек из х/б тканей.

Во время сна воспитатель постоянно находится в группе и следит за тем, чтобы все дети спали. Во время сна детей следует соблюдать тишину; недопустимы громкие разговоры, резкие звуки. Подъём детей после сна осуществляется постепенно – по мере пробуждения детей.

В течении дня возникает множество очень коротких по времени моментов, связанных с организацией группы: сборы на музыкальное занятие, построение на физкультурное, каждый из этих разнообразных эпизодов педагог использует в целях воспитания (приучает к сдержанности, дисциплине). Организуя и осуществляя режимные процессы, необходимо помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребёнка. Чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающиеся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом помещения. В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития. День близится к концу. За детьми приходят мамы, папы, бабушки. Этот отрезок бодрствования лучше проводить в самостоятельных играх с игрушками, конечно, под наблюдением взрослых. Воспитатель наблюдает за встречей детей с родителями. Он отмечает, как ребенок покидает группу: стремительно бросается к родителям или просит чуток подождать, пока закончит начатое дело. Спешит сообщить о своих достижениях, новых развлечениях, впечатлениях или выражает только недовольство, что за ним поздно пришли, как реагируют дети, оставшиеся в группе на встречу своих сверстников с родителями: продолжают игры или с затаённой грустью провожают уходящих?

Все эти наблюдения помогут воспитателю сделать вывод о том, насколько педагогически правильно был организован сегодня день. Создал ли он достаточные условия для детской разнообразной деятельности, поддерживал ли их спокойное эмоционально – положительное состояние, что нужно сделать для усовершенствования выполнения режима.

Впереди новый день – новые поиски. Но всегда остается неизменным выработанный стиль работы и опора на целесообразный распорядок. Подчиненный педагогическим требованиям.

«Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста» Э.Г. Пилюгина, Т.Г. Казакова.

«Воспитание и развитие детей раннего возраста» В.В. Гербова, Г.М. Лямина.

О admin

x

Check Also

Чувство юмора у детей

Передается ли юмор генетически или же его следует кропотливо взращивать в любимом карапузе? Это интересует мам и пап, знающих, что оптимистам живется легче, нежели занудливым пессимистам.

Что требуется знать родителям трудных детей

В процентном соотношении сильно выросло количество детей с различными психоневрологическими отклонениями. Специалисты выделяют две основные проблемы, в связи с которыми наблюдается рост количества трудных детей.

Что такое этикет для детей доклад

Обучение детей вежливому необходимо с раннего возраста. От этого зависит, насколько хорошо ребенок будет вписываться в современное общество, как быстро он овладеет тем, что ему понадобится в будущем.

Что такое тревожность у детей младшего школьного возраста

что такое тревожность у детей младшего школьного возраста Вебинар на тему "Проблема тревожности у школьников и пути ее коррекции". Более подробно на сайте: //infourok.

Что такое СДВГ? Лечение и диагностика у детей и взрослых СДВГ

Что такое СДВГ? Лечение и диагностика у детей и взрослых СДВГ Что такое СДВГ? Это заболевание, которое достаточно распространено у дошкольников, а также у детей школьного возраста.

Что такое насилие в семье психология для детей

Можно сказать, что всякая жертва переживает много насилий сразу. По статистике не все маньяки убийцы оказываются психически неполноценными людьми. В результате насилия в семье разрушается личность, формируются серьезные преграды к саморазвитию.

Что заставляет детей – пропадать – в Интернете – новости интернет–индустрии, Tengrinews

Интернет и социальные сети стали наркотиком для современного общества. Большую опасность виртуальные коммуникации представляют для детей. Психотерапевт больницы медцентра УДП РК Ляйля Утениязова рассказала корреспонденту Tengrinews.

Что же делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Родителям – Родителям – Библиотека – ПочемуЧка – Сайт для детей и их родителей

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛЫМ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место.

Что делать, если ребёнок не слушается, Развивающие игрушки и игры для детей

Само слово НЕ СЛУШАЕТ СЯ, можно расшифровать примерно так: не в состоянии слушать себя. Мы так устроены, что все понимаем через свое воображение, сформированное из влияющего на нас окружающего пространства.

Что говорит психология о взаимоотношениях детей и родителей

Что говорит психология о взаимоотношениях детей и родителей В психологии есть такой краеугольный камень, такой символ веры, если хотите. Его можно выразить одной рас­хожей фразой: Все мы родом из детства . Итак.

Читать сказки для детей на ночь

Подписка на обновления развивающих игр и статей о детях. Жил-был на полянке поросенок. Он очень любил лето и раннюю осень. Еще бы, с утра до вечера можно лежать под раскидистым дубом, любоваться пролетающими мимо бабочками и кушать желуди, падающие с веток.

Читать Реферат: Почему случаются конфликты в семьях, ждущих детей, страница 4 на

Основные факторы, влияющие на обострение межличностных взаимоотношений отца и матери в период ожидания ребенка, поможет выявить проводимое социологическое исследование. 2. Объект и предмет исследования Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.

Читать контрольная по психологии: Замкнутость у детей, скачать бесплатно, рефераты, отзывы

Читать контрольная по психологии: Замкнутость у детей Во время своих наблюдений студентка записала: Саша (5 лет) внимательно слушал объяснения воспитателя.

Читать книгу Правильно воспитывать детей

Текст книги Правильно воспитывать детей. Как? - Антон Макаренко Это произведение, предположительно, находится в статусе 'public domain'. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Читать книгу Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали Даниэле Новара: онлайн чтение – страница 4

Текст книги Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали - Даниэле Новара Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Четыре возрастных кризиса детей

Еще вчера малыш прекрасно понимал слово нельзя и спокойно реагировал на родительские запреты, а сегодня. Сегодня он почему-то упал на пол, начал кричать, плакать и успокоился только тогда, когда добился своего.

Чему учить детей?

Родителей интересует вопрос, с какого возраста стоит начинать обучение детей и с чего же именно начать. Многие знают, что основы развития закладываются еще до 3-х лет, поэтому не упустить время и потратить его с пользой для будущего ребенка очень важно.

Чему учить детей

Автор: Инга Коростылева | Источник: Финанс Успешный человек выполняет свою работу лучше других. А умение быть профессионалом закладывается с детства. Родителям следует не только дать своему ребенку знания, но и выбрать самые полезные из них.