Главная » Развитие детей » Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей – Студопедия
Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей – Студопедия

Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Неэффективность родительского отношения к ребенку.А. Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;

2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

Наиболее типичный случай — конфликтное общение родителей влияет на их отношение к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может быть не менее сильным.

К сказанному можно добавить также использование родителями таких деструктивных стилей родительского воспитания, как:

авторитарный (или автократический) стиль, который характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах;

либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6—7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту 12—14 лет); подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторами выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, неумеренная аффектация, повышенная тревожность, периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.), ортодоксальность убеждений.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей). Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);

• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.

• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.

Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются:

психологическое просвещение родителей;

семейное индивидуальное и групповое консультирование;

семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

О admin

x

Check Also

СДВГ: что это такое, симптомы и лечение у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — что это, симптомы, диагностика и лечение Синдром дефицита внимания и гиперактивности — что это такое и почему в последнее время об этом столько говорят и пишут? СДВГ — это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.

СДВГ у детей: причины и признаки

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания ; хроническое.

СДВГ у детей: лечение, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушение внимания, памяти

СДВГ дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, коррекция, диагностика, лечение сдвг у детей в Саратове, чем лечить СДВГ в России, как лечить нарушение внимания у детей Что такое СДВГ, что - это синдром дефицита внимания и гиперактивности, определение? Синдром дефицита внимания и гиперактивности это синдром, который характеризуется расстройствами поведения, неврологическими нарушениями, нарушением концентрации внимания, импульсивностью, гиперактивностью, нарушением социальных функций, нарушением обучения.

СДВГ у детей

СДВГ у детей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности Не все знают, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Многие даже ошибочно полагают, что СДВГ может развиться, если родители будут проводить со своим ребенком мало времени, уделять ему недостаточно внимания, вследствие чего их чадо может стать непоседливым и непослушным.

СДВГ – что это такое, лечение и диагностика у детей и взрослых

СДВГ - что это такое, симптомы у детей и взрослых. Диагностика и лечение сдвг Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель.

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей – Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации [6,57]. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Самые объективные причины не заводить детей

Начну с того, что никто никогда не читает ; с предисловия. Я никогда ничего не имел против детей. Я делю детей на приятных и неприятных, как и всех остальных людей. На одних посмотришь ; классные, говорят прикольно, спонтанные, непосредственные.

Самое главное, чему вам нужно научить своих детей, 2 Как стать самыми лучшими родителями, Читать онлайн, без регистрации

Самое главное, чему вам нужно научить своих детей Я уверена в том, что вы понимаете: быть родителями – это гораздо больше, чем дать жизнь ребенку. Наверное, самая заветная наша мечта – видеть, что наши дети достигли в жизни успехов.

Сами с усами»: приучаем детей к самостоятельности

В возрасте ребенка 2-3 года многих мам волнует немаловажный вопрос: когда нужно приучать его к самостоятельности? Ведь совсем скоро малыш пойдет в детский сад, его ждет сложный период адаптации.

Сайт газеты Для Вас – Blog Archive – Почему телевизор вреден для детей?

Телевидение – одно из величайших достижений человека. Многие люди после работы им во время отдыха с удовольствием смотрят различные телепрограммы и фильмы. Однако, к сожалению, маленькие дети также часто на пару с родителями не прочь провести время перед «ящиком», что, по мнению многих ученых, неблагоприятно влияет на развитие разных способностей малыша, а также негативно сказывается на его здоровье.

С какого возраста приучать детей к горшку

С какого возраста приучать детей к горшку. В каком возрасте и как приучать ребенка к горшку? Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить.

С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания?

С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? Спасибо большое за ответ на предыдущий вопрос! Вы всеми своими ответами очень помогаете! Можно еще спросить, есть ли уже на сайте информация, с какого возраста нужно наказывать, как и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? С какого возраста можно/нужно говорить, что такой-то поступок очень расстраивает маму и не нужно так делать? Еще раз большое спасибо! И. Можно говорить, что такой-то поступок расстраивает маму, с того возраста, с которого ребенок может это понять.

С каким знаком Зодиака вам лучше иметь детей, Магия судьбы, Яндекс Дзен

1. Вы будете друзьями для своего малыша. 2. Вы обеспечите своему ребенку эмоциональную гармонию, так как будете давать ему самое лучшее. 3. Вы разовьете у ребенка смекалку и сообразительность.

С каждым годом особенных детей все больше

С каждым годом особенных детей все больше. В чем причина аутизма, и как с ним жить? С каждым годом среди нас становится все больше особенных людей. Аутизм — четкого научного объяснения возникновения этого расстройства пока нет.

Русь изначальная – Празднично-информационная программа для детей 5-7 лет 117 Проводы зимы сценарий для детей 5-6 лет 121

Празднично-информационная программа для детей 5-7 лет 117 Проводы зимы сценарий для детей 5-6 лет 121 Конкурсная программа дли учащихся 5-6 классов. Оборудование: кубик (грани 12 сантиметров, разноцветные стороны), конверты с заданием к конкурсу №4 для каждой команды, записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Русские народные сказки, Все Для Детей

В разделе “Русские народные сказки” на нашем сайте Все Для Детей.ру Вы сможете найти большое количество так хорошо Вам знакомых русских народных сказок.

Русские народные сказки для дошкольников, Развиваем детей сами

Русские народные сказки для дошкольников В современном мире многие родители предпочитают пользоваться инновационными методами воспитания детей, показывая им мультфильмы, презентации, компьютерные развивающие игры.