Главная » Развитие детей » Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей – Студопедия
Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей – Студопедия

Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Неэффективность родительского отношения к ребенку.А. Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;

2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

Наиболее типичный случай — конфликтное общение родителей влияет на их отношение к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может быть не менее сильным.

К сказанному можно добавить также использование родителями таких деструктивных стилей родительского воспитания, как:

авторитарный (или автократический) стиль, который характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах;

либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6—7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту 12—14 лет); подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторами выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, неумеренная аффектация, повышенная тревожность, периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.), ортодоксальность убеждений.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей). Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);

• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.

• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.

Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются:

психологическое просвещение родителей;

семейное индивидуальное и групповое консультирование;

семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

О admin

x

Check Also

Меры наказания детей

. Плотный мужчина с суровым лицом и тревожным взглядом вошел без стука. Он пришел, как он сказал, "проконсультироваться у специалистов": что-то случилось с его сыном-второклассником.

Ментальная арифметика в домашних условиях обучение онлайн для взрослых и детей скачать бесплатно

Ментальная арифметика обучение в домашних условиях Ментальная арифметика в домашних условиях. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно.

Межличностные отношения со сверстниками умственно отсталых детей-сирот, Статьи по психологии

Межличностные отношения со сверстниками умственно отсталых детей-сирот Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками (Боулби Дж., 2003; Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990; Войтенко В.П., Миронова М.Н., 1999; Мухина В.С., 1996; Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 1990; Шипицына Л.М., 1997). Многие исследователи отмечают у них нереализованную потребность во внимательном и доброжелательном отношении со стороны других людей.

Международные Всероссийские конкурс для детей, воспитателей, педагогов

Международные Всероссийские конкурс для детей, воспитателей, педагогов дистанционные профессиональные конкурсы 2017-2018 учебный год Приём работ: с 01/04.2018 по 15/04.2018 (включительно) Подведение итогов: с 15/04.2018 по 20/04.2018 (включительно) Публикация итогов: на сайте 21/04.2018 Формирование и рассылка дипломов: c 21/04.2018 (2-3 дня) Конкурсы с ускоренными сроками подведения итогов - ДИПЛОМ через 2 дня.

Медовый спас сценарий праздника для детей

Почему кусается Винни-пух?! Советы для пап и мам по поводу детских страхов Королева медового месяца Пчелы и другие персонажи мультфильмов Звучит музыкальная пьеса А. П. Курченко "Народный праздник". Пасечник выходит на сцену.

МБОУ СОШ 1 – О наказании детей

Наш сайт посетили: Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 - 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как.

МБДОУ №5 – Березка – Кризис детей

В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду.

Мать тринадцати детей и одного гения

Мать тринадцати детей и одного гения Прежде чем пересказать вам биографию Софьи Берс (даты жизни: 22 августа 1844 года – 4 ноября 1919 года), я хочу напомнить, что в этой главе мы говорим о людях-стихиях, чьи способности, природные силы и мощь превышают способности обычных людей.

Маргаритка – мир мамы: Песочная терапия для детей, Маргаритка – мир мамы, Тесты для детей

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Юнг швейцарский психоаналитик, полагавший, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления и достижения целостности.

Мамина страница – Онанизм у детей

Онанизм у детей. Норма или патология 6 7985 Тема детского онанизма всегда была и остаётся для родителей деликатной, трудной и глубокой. 1042; первую очередь она связанна с половой идентификацией и сексуальностью самих родителей.

Мамина страница – Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей

Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей. 6 6261 Какие зависимости могут быть у детей? Их тысячи. Но самая основная повторяющаяся привычка - это зависимость от страха потерять маму.

Мамина Самара, Наказание детей

В этой статье освещены следующие вопросы: Основы воспитания «Кнут и пряник» Где кончается похвала и начинается баловство ребенка? Общие правила поощрения и наказания детей Справедливое и несправедливое наказание детей Чем может помочь психотерапевт? Правила наказания детей Физическое наказание детей Когда необходимо физическое наказание детей Формы физического наказания детей: порка ремнем, болевые точки Неприемлемые способы наказания Прощение Способы поощрения Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка.

Мама из Радошковичей, у которой изъяли девять детей: Я обещаю, что больше наказывать не буду

Мама из Радошковичей, у которой изъяли девять детей: "Я обещаю, что больше наказывать не буду" «Мамочка, привет! Прости меня, я осознаю теперь, что я наделал. Прости меня, милая моя.

Мама для мам: Учим детей правилам поведения за столом

Правила поведения детей за столом обязательно нужно изучать каждому ребенку, чтобы быть аккуратным и культурным. Подумайте, что Вы подразумеваете под понятием застольный этикет ? Должен ли ваш малыш научиться отличать вилку для мяса от вилки для рыбы? Или уметь складывать салфетки в виде лебедей? А может, необходимо, чтобы он всегда был способен поддержать светскую беседу? Скорее всего именно этого вашему ребенка и не нужно сейчас.

Мама для мам: Привычка кусаться у маленьких детей

Вы можете предотвратить поведение, при котором ребёнок кусается, если последовательно и как можно раньше займётесь воспитанием своего ребёнка. Определите поведение ребёнка, найдите ему занятие, соответствующее его возрасту.

Мама для мам: Как, зачем и когда нужно знакомить детей с классической музыкой … и 100 классических произведений, с которых можно начать знакомство

Как, зачем и когда нужно знакомить детей с классической музыкой … и 100 классических произведений, с которых можно начать знакомство Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время.

Маленькое сочинение для детей мой домашный питомец

Мое любимое домашнее животное У меня есть домашнее животное. Это кошка по имени Машка. Она появилась с нами, когда я пошла в детский сад. Сейчас Маше 7 лет, но, несмотря на свой возраст, ей нравится бегать и играть, как раньше.

Маленькие волшебники Список литературы для детей 3-4 лет

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.