Главная » Развитие детей » Конфликты детей
Нужно ли взрослым вмешиваться в споры между детьми? Как правильно вести себя родителям в подобных ситуациях – советы практикующего психотерапевта. Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом.

Конфликты детей

Нужно ли взрослым вмешиваться в споры между детьми? Как правильно вести себя родителям в подобных ситуациях – советы практикующего психотерапевта.

Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Какую программу по телевизору смотреть, кому достанется последняя конфета и чья очередь играть с щенком. Чем моложе дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы. Исследования показывают, что рано выработанные модели взаимоотношений между детьми довольно устойчивы и сохраняются на протяжении многих лет. Спонтанного улучшения следует ожидать только по достижении младшим ребенком подросткового возраста, когда дети начинают воспринимать друг друга на равных.

Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать детские конфликты. Как правило, дети лучше ладят между собой, когда они считают, что у родителей нет любимчиков и они справедливо относятся ко всем детям. Когда родители постоянно хвалят успехи одного ребенка и ставят его в пример другому, отношения между детьми разрушаются. Это не означает, что родители должны вести себя одинаково со всеми детьми. У детей разного возраста и пола потребности отличаются и родителям приходится это учитывать. Если одному из них понадобилась куртка, вовсе не обязательно другому покупать что-нибудь из одежды. Потребности второго ребенка могут быть связаны со спортом, компьютером или с чем-нибудь еще. Справедливость не означает одинаковость.

Родителям очень сложно сохранять равную дистанцию по отношению к детям, когда имеют место супружеские конфликты. Когда родители не ладят между собой, они больше не могут эффективно общаться с детьми, и это приводит к усилению раздоров между братьями и сестрами. В ситуации супружеского кризиса дети склонны занимать чью-то сторону и сражаться со сторонниками из “вражеского” лагеря.

Родители не часто проявляют гибкость, когда дело касается вмешательства в споры своих детей. Типичные увещевания на тему “Вы же родные люди и поэтому должны любить друг друга” обычно не приносят никакой пользы. Время от времени все дети испытывают друг к другу чувства злости, ненависти и недовольства. Необходимо признать этот факт. Отрицание его приводит к тому, что враждебность загоняется “в подполье”, где отягощается дополнительным бременем неприязни и обиды, усугубляясь чувством своей непонятности и, возможно, виной по поводу силы своих запрещенных чувств. Нередко дурные чувства уходят в “подполье” вместе с искренними, добрыми чувствами. В результате может получиться вооруженный нейтралитет, вежливая враждебность или явно наигранная ласковость. Простые запреты на агрессию обычно не приводят к искренним и дружеским взаимоотношениям.

Бессмысленны также дотошные расследования на тему “Кто все это затеял?”. Дети мастера провокаций, и поиск истинного виновника конфликта это самый верный способ зайти в тупик. В большинстве случаев родителям следует избегать роли судьи в стычках между детьми, так как они часто затеваются, чтобы привлечь их внимание.

Широко используемые способы отвлечения детей от конфликта и переключения их на что-нибудь приятное, например, пойти всем вместе в парк аттракционов, к сожалению, обеспечивает лишь временное решение. Неразрешенные противоречия могут всплыть вновь и испортить все удовольствие.

Что же делать родителям, когда перед ними стоит столь непростая задача, как обучение детей сотрудничать друг с другом?

Практические рекомендации по преодолению детских конфликтов

Прежде всего проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. К кому из них вы ближе эмоционально? Может быть с кем-то из ваших детей вы связываете какие-либо особые ожидания? Кто-то из них напоминает вам ваших собственных родителей? Вы ждете, чтобы старший ребенок вел себя как взрослый, даже если ему всего семь лет? У вас есть склонность обвинять одного ребенка больше, чем другого? Даже если такие обвинения кажутся вполне оправданными, это может указывать на вашу необъективность. Не похож ли причиняющий вам беспокойство ребенок на вашего супруга? Если вы убеждены, что ваш супруг слишком снисходителен, то вы можете компенсировать это своей строгостью. Ни один из вас не объективен в данной ситуации. Постарайтесь сначала преодолеть собственную предвзятость к детским конфликтам.

Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Помогайте детям точно обозначать границы собственной территории. Что предназначено для общего пользования, а что принадлежит каждому из них. Это избавит владельца от постоянной угрозы непрошенного вторжения и задаст правила для разрешения споров.

Старайтесь не вмешиваться сразу в споры детей, если они не рискуют поранить друг друга. Часто в детской подсистеме устанавливается естественная для их возраста иерархия. Если на вопрос “Хотите, чтобы я помог вам разрешить этот спор?” дети отвечают “нет”, то лучше дать им шанс все разрешить самостоятельно.

Помогайте вашим детям договариваться. Будьте посредником, а не судьей в их спорах.

Первый шаг это изложить суть проблемы. Например: “У нас только одна такая игра, а мы оба хотим поиграть в нее”. Большинство ссор бывает из-за обид, насмешек и несправедливости. Поэтому, очень полезно попросить каждого из детей кратко изложить точку зрения своего оппонента, чтобы убедиться, что он все слышал и понял.

Второй шаг это сообща найти возможное решение. Попросите детей составить перечень возможных путей и способов разрешения конфликта. Подчеркните, что ни один из них не будет играть в эту игру до тех пор, пока оба не придут к согласию. Побуждайте отвечать детей на вопрос: “Что должно произойти, чтобы твой брат (сестра) сочли это решение справедливым?”.

Третий шаг утвердить окончательный план разрешения спора. Если вопрос серьезный и согласие все еще не достигается, выносите проблему на “семейный совет” и используйте ресурсы других членов семьи.

Используйте смену обстановки для уменьшения эмоционального накала: “Я предлагаю сейчас перейти на кухню и прошу вас не уходить оттуда, пока вы не разрешите ваш спор”. Часто такое простое действие помогает детям несколько успокоиться и начать обсуждать проблему.

Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке. Попробуйте вместе с детьми вспомнить уже разрешенную ссору и основные шаги разрешения конфликта. Эта репетиция может быть даже забавна. Хвалите обе стороны за проявленные усилия, отмечая малейшие движения в сторону разрешения противоречий: “Мне понравилось, когда ты сдержал себя и, несмотря на обидное слово, продолжал обсуждать ситуацию. Здорово, что ты предложила целых три варианта решения”.

Создавайте специальное пространство для безопасного отреагирования агрессии. Это могут быть взаимные шаржи или карикатуры, ритуализированные сражения подушками. Запрещайте драки всерьез вне “пятиминуток ненависти”, наказывая обоих детей без разбирательства “Кто первый начал”.

Будьте чутки к переживаниям ваших детей. Копайте глубже. Может быть конфликт с сестрой возник как способ выразить негативные чувства по другому поводу? Может быть был трудный день в школе? Предал друг? Если вы подозреваете, что в основе ссоры лежит какая-то другая причина, то поговорите об этом с ним лично. Ваше понимание эмоционального состояния ребенка лучшая гарантия для построения с ним отношений и улучшения его поведения.

Источник: “Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания”

практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук,

член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов,

руководитель обучающих программ по семейной психотерапии

Института семейной и групповой терапии, Преподаватель

Академии практической психологии МГУ, профессор

Института практической психологии и психоанализа

О admin

x

Check Also

СДВГ: что это такое, симптомы и лечение у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — что это, симптомы, диагностика и лечение Синдром дефицита внимания и гиперактивности — что это такое и почему в последнее время об этом столько говорят и пишут? СДВГ — это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.

СДВГ у детей: причины и признаки

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания ; хроническое.

СДВГ у детей: лечение, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушение внимания, памяти

СДВГ дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, коррекция, диагностика, лечение сдвг у детей в Саратове, чем лечить СДВГ в России, как лечить нарушение внимания у детей Что такое СДВГ, что - это синдром дефицита внимания и гиперактивности, определение? Синдром дефицита внимания и гиперактивности это синдром, который характеризуется расстройствами поведения, неврологическими нарушениями, нарушением концентрации внимания, импульсивностью, гиперактивностью, нарушением социальных функций, нарушением обучения.

СДВГ у детей

СДВГ у детей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности Не все знают, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Многие даже ошибочно полагают, что СДВГ может развиться, если родители будут проводить со своим ребенком мало времени, уделять ему недостаточно внимания, вследствие чего их чадо может стать непоседливым и непослушным.

СДВГ – что это такое, лечение и диагностика у детей и взрослых

СДВГ - что это такое, симптомы у детей и взрослых. Диагностика и лечение сдвг Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель.

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей – Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации [6,57]. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Самые объективные причины не заводить детей

Начну с того, что никто никогда не читает ; с предисловия. Я никогда ничего не имел против детей. Я делю детей на приятных и неприятных, как и всех остальных людей. На одних посмотришь ; классные, говорят прикольно, спонтанные, непосредственные.

Самое главное, чему вам нужно научить своих детей, 2 Как стать самыми лучшими родителями, Читать онлайн, без регистрации

Самое главное, чему вам нужно научить своих детей Я уверена в том, что вы понимаете: быть родителями – это гораздо больше, чем дать жизнь ребенку. Наверное, самая заветная наша мечта – видеть, что наши дети достигли в жизни успехов.

Сами с усами»: приучаем детей к самостоятельности

В возрасте ребенка 2-3 года многих мам волнует немаловажный вопрос: когда нужно приучать его к самостоятельности? Ведь совсем скоро малыш пойдет в детский сад, его ждет сложный период адаптации.

Сайт газеты Для Вас – Blog Archive – Почему телевизор вреден для детей?

Телевидение – одно из величайших достижений человека. Многие люди после работы им во время отдыха с удовольствием смотрят различные телепрограммы и фильмы. Однако, к сожалению, маленькие дети также часто на пару с родителями не прочь провести время перед «ящиком», что, по мнению многих ученых, неблагоприятно влияет на развитие разных способностей малыша, а также негативно сказывается на его здоровье.

С какого возраста приучать детей к горшку

С какого возраста приучать детей к горшку. В каком возрасте и как приучать ребенка к горшку? Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить.

С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания?

С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? Спасибо большое за ответ на предыдущий вопрос! Вы всеми своими ответами очень помогаете! Можно еще спросить, есть ли уже на сайте информация, с какого возраста нужно наказывать, как и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? С какого возраста можно/нужно говорить, что такой-то поступок очень расстраивает маму и не нужно так делать? Еще раз большое спасибо! И. Можно говорить, что такой-то поступок расстраивает маму, с того возраста, с которого ребенок может это понять.

С каким знаком Зодиака вам лучше иметь детей, Магия судьбы, Яндекс Дзен

1. Вы будете друзьями для своего малыша. 2. Вы обеспечите своему ребенку эмоциональную гармонию, так как будете давать ему самое лучшее. 3. Вы разовьете у ребенка смекалку и сообразительность.

С каждым годом особенных детей все больше

С каждым годом особенных детей все больше. В чем причина аутизма, и как с ним жить? С каждым годом среди нас становится все больше особенных людей. Аутизм — четкого научного объяснения возникновения этого расстройства пока нет.

Русь изначальная – Празднично-информационная программа для детей 5-7 лет 117 Проводы зимы сценарий для детей 5-6 лет 121

Празднично-информационная программа для детей 5-7 лет 117 Проводы зимы сценарий для детей 5-6 лет 121 Конкурсная программа дли учащихся 5-6 классов. Оборудование: кубик (грани 12 сантиметров, разноцветные стороны), конверты с заданием к конкурсу №4 для каждой команды, записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Русские народные сказки, Все Для Детей

В разделе “Русские народные сказки” на нашем сайте Все Для Детей.ру Вы сможете найти большое количество так хорошо Вам знакомых русских народных сказок.

Русские народные сказки для дошкольников, Развиваем детей сами

Русские народные сказки для дошкольников В современном мире многие родители предпочитают пользоваться инновационными методами воспитания детей, показывая им мультфильмы, презентации, компьютерные развивающие игры.