Главная » Развитие детей » Конфликты детей
Нужно ли взрослым вмешиваться в споры между детьми? Как правильно вести себя родителям в подобных ситуациях – советы практикующего психотерапевта. Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом.

Конфликты детей

Нужно ли взрослым вмешиваться в споры между детьми? Как правильно вести себя родителям в подобных ситуациях – советы практикующего психотерапевта.

Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Какую программу по телевизору смотреть, кому достанется последняя конфета и чья очередь играть с щенком. Чем моложе дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы. Исследования показывают, что рано выработанные модели взаимоотношений между детьми довольно устойчивы и сохраняются на протяжении многих лет. Спонтанного улучшения следует ожидать только по достижении младшим ребенком подросткового возраста, когда дети начинают воспринимать друг друга на равных.

Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать детские конфликты. Как правило, дети лучше ладят между собой, когда они считают, что у родителей нет любимчиков и они справедливо относятся ко всем детям. Когда родители постоянно хвалят успехи одного ребенка и ставят его в пример другому, отношения между детьми разрушаются. Это не означает, что родители должны вести себя одинаково со всеми детьми. У детей разного возраста и пола потребности отличаются и родителям приходится это учитывать. Если одному из них понадобилась куртка, вовсе не обязательно другому покупать что-нибудь из одежды. Потребности второго ребенка могут быть связаны со спортом, компьютером или с чем-нибудь еще. Справедливость не означает одинаковость.

Родителям очень сложно сохранять равную дистанцию по отношению к детям, когда имеют место супружеские конфликты. Когда родители не ладят между собой, они больше не могут эффективно общаться с детьми, и это приводит к усилению раздоров между братьями и сестрами. В ситуации супружеского кризиса дети склонны занимать чью-то сторону и сражаться со сторонниками из “вражеского” лагеря.

Родители не часто проявляют гибкость, когда дело касается вмешательства в споры своих детей. Типичные увещевания на тему “Вы же родные люди и поэтому должны любить друг друга” обычно не приносят никакой пользы. Время от времени все дети испытывают друг к другу чувства злости, ненависти и недовольства. Необходимо признать этот факт. Отрицание его приводит к тому, что враждебность загоняется “в подполье”, где отягощается дополнительным бременем неприязни и обиды, усугубляясь чувством своей непонятности и, возможно, виной по поводу силы своих запрещенных чувств. Нередко дурные чувства уходят в “подполье” вместе с искренними, добрыми чувствами. В результате может получиться вооруженный нейтралитет, вежливая враждебность или явно наигранная ласковость. Простые запреты на агрессию обычно не приводят к искренним и дружеским взаимоотношениям.

Бессмысленны также дотошные расследования на тему “Кто все это затеял?”. Дети мастера провокаций, и поиск истинного виновника конфликта это самый верный способ зайти в тупик. В большинстве случаев родителям следует избегать роли судьи в стычках между детьми, так как они часто затеваются, чтобы привлечь их внимание.

Широко используемые способы отвлечения детей от конфликта и переключения их на что-нибудь приятное, например, пойти всем вместе в парк аттракционов, к сожалению, обеспечивает лишь временное решение. Неразрешенные противоречия могут всплыть вновь и испортить все удовольствие.

Что же делать родителям, когда перед ними стоит столь непростая задача, как обучение детей сотрудничать друг с другом?

Практические рекомендации по преодолению детских конфликтов

Прежде всего проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. К кому из них вы ближе эмоционально? Может быть с кем-то из ваших детей вы связываете какие-либо особые ожидания? Кто-то из них напоминает вам ваших собственных родителей? Вы ждете, чтобы старший ребенок вел себя как взрослый, даже если ему всего семь лет? У вас есть склонность обвинять одного ребенка больше, чем другого? Даже если такие обвинения кажутся вполне оправданными, это может указывать на вашу необъективность. Не похож ли причиняющий вам беспокойство ребенок на вашего супруга? Если вы убеждены, что ваш супруг слишком снисходителен, то вы можете компенсировать это своей строгостью. Ни один из вас не объективен в данной ситуации. Постарайтесь сначала преодолеть собственную предвзятость к детским конфликтам.

Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Помогайте детям точно обозначать границы собственной территории. Что предназначено для общего пользования, а что принадлежит каждому из них. Это избавит владельца от постоянной угрозы непрошенного вторжения и задаст правила для разрешения споров.

Старайтесь не вмешиваться сразу в споры детей, если они не рискуют поранить друг друга. Часто в детской подсистеме устанавливается естественная для их возраста иерархия. Если на вопрос “Хотите, чтобы я помог вам разрешить этот спор?” дети отвечают “нет”, то лучше дать им шанс все разрешить самостоятельно.

Помогайте вашим детям договариваться. Будьте посредником, а не судьей в их спорах.

Первый шаг это изложить суть проблемы. Например: “У нас только одна такая игра, а мы оба хотим поиграть в нее”. Большинство ссор бывает из-за обид, насмешек и несправедливости. Поэтому, очень полезно попросить каждого из детей кратко изложить точку зрения своего оппонента, чтобы убедиться, что он все слышал и понял.

Второй шаг это сообща найти возможное решение. Попросите детей составить перечень возможных путей и способов разрешения конфликта. Подчеркните, что ни один из них не будет играть в эту игру до тех пор, пока оба не придут к согласию. Побуждайте отвечать детей на вопрос: “Что должно произойти, чтобы твой брат (сестра) сочли это решение справедливым?”.

Третий шаг утвердить окончательный план разрешения спора. Если вопрос серьезный и согласие все еще не достигается, выносите проблему на “семейный совет” и используйте ресурсы других членов семьи.

Используйте смену обстановки для уменьшения эмоционального накала: “Я предлагаю сейчас перейти на кухню и прошу вас не уходить оттуда, пока вы не разрешите ваш спор”. Часто такое простое действие помогает детям несколько успокоиться и начать обсуждать проблему.

Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке. Попробуйте вместе с детьми вспомнить уже разрешенную ссору и основные шаги разрешения конфликта. Эта репетиция может быть даже забавна. Хвалите обе стороны за проявленные усилия, отмечая малейшие движения в сторону разрешения противоречий: “Мне понравилось, когда ты сдержал себя и, несмотря на обидное слово, продолжал обсуждать ситуацию. Здорово, что ты предложила целых три варианта решения”.

Создавайте специальное пространство для безопасного отреагирования агрессии. Это могут быть взаимные шаржи или карикатуры, ритуализированные сражения подушками. Запрещайте драки всерьез вне “пятиминуток ненависти”, наказывая обоих детей без разбирательства “Кто первый начал”.

Будьте чутки к переживаниям ваших детей. Копайте глубже. Может быть конфликт с сестрой возник как способ выразить негативные чувства по другому поводу? Может быть был трудный день в школе? Предал друг? Если вы подозреваете, что в основе ссоры лежит какая-то другая причина, то поговорите об этом с ним лично. Ваше понимание эмоционального состояния ребенка лучшая гарантия для построения с ним отношений и улучшения его поведения.

Источник: “Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания”

практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук,

член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов,

руководитель обучающих программ по семейной психотерапии

Института семейной и групповой терапии, Преподаватель

Академии практической психологии МГУ, профессор

Института практической психологии и психоанализа

О admin

x

Check Also

Меры наказания детей

. Плотный мужчина с суровым лицом и тревожным взглядом вошел без стука. Он пришел, как он сказал, "проконсультироваться у специалистов": что-то случилось с его сыном-второклассником.

Ментальная арифметика в домашних условиях обучение онлайн для взрослых и детей скачать бесплатно

Ментальная арифметика обучение в домашних условиях Ментальная арифметика в домашних условиях. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно.

Межличностные отношения со сверстниками умственно отсталых детей-сирот, Статьи по психологии

Межличностные отношения со сверстниками умственно отсталых детей-сирот Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками (Боулби Дж., 2003; Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990; Войтенко В.П., Миронова М.Н., 1999; Мухина В.С., 1996; Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 1990; Шипицына Л.М., 1997). Многие исследователи отмечают у них нереализованную потребность во внимательном и доброжелательном отношении со стороны других людей.

Международные Всероссийские конкурс для детей, воспитателей, педагогов

Международные Всероссийские конкурс для детей, воспитателей, педагогов дистанционные профессиональные конкурсы 2017-2018 учебный год Приём работ: с 01/04.2018 по 15/04.2018 (включительно) Подведение итогов: с 15/04.2018 по 20/04.2018 (включительно) Публикация итогов: на сайте 21/04.2018 Формирование и рассылка дипломов: c 21/04.2018 (2-3 дня) Конкурсы с ускоренными сроками подведения итогов - ДИПЛОМ через 2 дня.

Медовый спас сценарий праздника для детей

Почему кусается Винни-пух?! Советы для пап и мам по поводу детских страхов Королева медового месяца Пчелы и другие персонажи мультфильмов Звучит музыкальная пьеса А. П. Курченко "Народный праздник". Пасечник выходит на сцену.

МБОУ СОШ 1 – О наказании детей

Наш сайт посетили: Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 - 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как.

МБДОУ №5 – Березка – Кризис детей

В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду.

Мать тринадцати детей и одного гения

Мать тринадцати детей и одного гения Прежде чем пересказать вам биографию Софьи Берс (даты жизни: 22 августа 1844 года – 4 ноября 1919 года), я хочу напомнить, что в этой главе мы говорим о людях-стихиях, чьи способности, природные силы и мощь превышают способности обычных людей.

Маргаритка – мир мамы: Песочная терапия для детей, Маргаритка – мир мамы, Тесты для детей

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Юнг швейцарский психоаналитик, полагавший, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления и достижения целостности.

Мамина страница – Онанизм у детей

Онанизм у детей. Норма или патология 6 7985 Тема детского онанизма всегда была и остаётся для родителей деликатной, трудной и глубокой. 1042; первую очередь она связанна с половой идентификацией и сексуальностью самих родителей.

Мамина страница – Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей

Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей. 6 6261 Какие зависимости могут быть у детей? Их тысячи. Но самая основная повторяющаяся привычка - это зависимость от страха потерять маму.

Мамина Самара, Наказание детей

В этой статье освещены следующие вопросы: Основы воспитания «Кнут и пряник» Где кончается похвала и начинается баловство ребенка? Общие правила поощрения и наказания детей Справедливое и несправедливое наказание детей Чем может помочь психотерапевт? Правила наказания детей Физическое наказание детей Когда необходимо физическое наказание детей Формы физического наказания детей: порка ремнем, болевые точки Неприемлемые способы наказания Прощение Способы поощрения Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка.

Мама из Радошковичей, у которой изъяли девять детей: Я обещаю, что больше наказывать не буду

Мама из Радошковичей, у которой изъяли девять детей: "Я обещаю, что больше наказывать не буду" «Мамочка, привет! Прости меня, я осознаю теперь, что я наделал. Прости меня, милая моя.

Мама для мам: Учим детей правилам поведения за столом

Правила поведения детей за столом обязательно нужно изучать каждому ребенку, чтобы быть аккуратным и культурным. Подумайте, что Вы подразумеваете под понятием застольный этикет ? Должен ли ваш малыш научиться отличать вилку для мяса от вилки для рыбы? Или уметь складывать салфетки в виде лебедей? А может, необходимо, чтобы он всегда был способен поддержать светскую беседу? Скорее всего именно этого вашему ребенка и не нужно сейчас.

Мама для мам: Привычка кусаться у маленьких детей

Вы можете предотвратить поведение, при котором ребёнок кусается, если последовательно и как можно раньше займётесь воспитанием своего ребёнка. Определите поведение ребёнка, найдите ему занятие, соответствующее его возрасту.

Мама для мам: Как, зачем и когда нужно знакомить детей с классической музыкой … и 100 классических произведений, с которых можно начать знакомство

Как, зачем и когда нужно знакомить детей с классической музыкой … и 100 классических произведений, с которых можно начать знакомство Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время.

Маленькое сочинение для детей мой домашный питомец

Мое любимое домашнее животное У меня есть домашнее животное. Это кошка по имени Машка. Она появилась с нами, когда я пошла в детский сад. Сейчас Маше 7 лет, но, несмотря на свой возраст, ей нравится бегать и играть, как раньше.

Маленькие волшебники Список литературы для детей 3-4 лет

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.