Главная » Развитие детей » Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций.

Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды – первый раз физически и второй – духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные пробле­мы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошколь­ников невротических отклонений. В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет 8,2; у 352 девочек — 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов — 6,9; у 705 девочек — 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек. Среднее число страхов по годам отражено в табл. 1.

Процентное соотношение различных страхов у детей представлено в табл. 2. Условно они разделены на 7 групп: «медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны); страхи смерти себя и родителей; страхи животных и сказочных персонажей; страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства).

Из табл. 2 видно, что страхи нападения и пожара (у девочек вне возраста), войны и смерти (у девочек вне возраста и мальчиков-школьников), смерти родителей (у мальчиков и девочек вне возраста), сказочных персонажей (у девочек-дошкольниц), опоздать (у девочек-школьниц) и глубины (у девочек-дошкольниц) превышают 50%. У дошкольников (мальчиков и девочек) достоверно чаще встречаются страхи боли, уколов, транспорта, огня, животных, сказочных персонажей, страхи перед засыпанием, страхи темноты, страшных снов, наказания, одиночества, глубины, воды и площадей. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей и опоздания. Знание возрастной динамики страхов позволяет правильно оценить их «своевременность» в каждом конкретном случае.

Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональ­ных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

О admin

x

Check Also

Поощрение и наказание детей – кнут или пряник, Club Lady Charm

В процессе социального воспитания абсолютно равную роль играют поощрение и наказание детей. Нельзя строить весь процесс социализации лишь на том, что наказывать за проступки.

Поощрение и наказание детей

Повышение психологической компетентности родителей Знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний; Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка; Профилактика отклонений в поведении детей.

Поощрение детей в семье

Просматривая журналы для родителей, убеждаешься, что проблема поощрения очень волнует современных родителей. Стоит ли поощрять ребенка? Если стоит, то как? Не испортят ли малыша похвалы? Ответы на эти вопросы можно найти в статьях известных детских психологов, опубликованных в журналах, адресованных родителям: «Наш любимый малыш», «Няня», «Счастливые родители», «Мой кроха и я». «Мой ребенок». Поощрение — поистине волшебное средство: когда все прочие способы не работают, обещание награды немедленно приводит к желаемым результатам.

Поощрение детей

Фотогалерея: Поощрение детей Все родители привыкли, что поощрение и наказание детей должно зависеть от того, как ребенок ведет себя. При любых проступках следует наказание, а за какие-либо достижения будет похвала.

Польза русских народных сказок для современных детей

Польза русских народных сказок для современных детей Каждый из нас в любую минуту может ответить на вопрос «какие сказки вы знаете?» И сразу вспоминается: «Репка, колобок, Теремок, Гуси-Лебеди и еще много-много других.

Польза и вред питомцев для детей

Питомцы для детей: игрушка или развлечение? Оба мнения ошибочны. Животное ; это не игрушка, не излишество, а друг вашему ребенку. В то же время, четвероногий или пернатый питомец может стать источником разнообразных проблем со здоровьем.

Польза и вред интернета для детей, подростка, человека

Лет двадцать тому назад, чтобы стать специалистом в любой отрасли необходимо было закончить профильное учебное заведение. Это было необходимое условие, потому что получить информацию по профильному предмету можно было только в библиотеке учебного заведения, от его преподавательского состава.

Польза домашних животных для маленьких детей доказана!

Польза домашних животных для маленьких детей доказана! Многие родители скептически относятся к идее завести домашнего питомца, даже если их об том просит ребенок.

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – Социальная работа с дезадаптированными детьми

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (в ред.

Половая самоидентификация детей – рекомендации родителям

Станислава Стариковская 27.02.2016 2412 0 Комментариев Когда маленький ребенок рождается, он еще не осознает своего «Я» и того, к какому полу он принадлежит.

Полезные сайты для детей и родителей

Количество ресурсов интернета для детей постоянно увеличивается, поэтому сегодня перед библиотеками встает задача отбора лучшего, наиболее интересного для детей позитивного контента.

Полезная Классическая музыка для детей – Любимые Дети

Включайте классическую музыку для детей прямо здесь и сейчас, и наполняйте их правильной энергией! Сегодня все, кому не лень, говорят о пользе классической музыки. Почему? Полезна ли? И какое влияние классическая музыка оказывает на наших маленьких детей, на будущих мам и, в общем, на родителей? На сегодняшний день отношение у людей к классической музыке неоднозначно.

Покупки для детей: все за и против, Babyphotostar

Вы вышли на прогулку, и с первой секунды ребенок тянет вас за руку в самое красивое и злачное для него место: магазин игрушек, вкусняшек, одежды, роликов и велосипедов.

Покупки для детей от 0 до года

Задолго до появления малыша будущие мамы начинают думать о том, что необходимо для него приготовить. Действительно, покупки не стоит откладывать «на потом», поскольку предусмотреть нужно многое.

Поиск: характеристика агрессии у детей из полных и неполных семей

Поиск: характеристика агрессии у детей из полных и неполных семей Дипломная работа - Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Поделки детей о весне

Давайте вспомним самые лучшие пословицы и поговорки о маме для детей. Детские пословицы разнообразны, но объединяет их одно: в каждой фразе есть стремление показать малышу разницу между хорошим и плохим.

Поддержка детей в учёбе – Если ребёнок отстаёт в учёбе

Школа — это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы. Первоклашки, отправляясь в школу, со всей серьезностью обещают родителям учиться на «отлично», только не всем школьникам удается сдержать свое обещание.

Подготовка слепого ребёнка к школе в условиях семьи – Подготовка детей к школе

Вопрос 4. Подготовка слепого ребёнка к школе в условиях семьи Особенностью семейного воспитания является эмоциональный контакт детей с родителями, самыми близкими и дорогими для детей людьми.