Главная » Развитие детей » Детские страхи и их коррекция, Коррекция страха у детей дошкольного возраста

Детские страхи и их коррекция, Коррекция страха у детей дошкольного возраста

По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве, в том числе самом раннем. Страх это естественная реакция на настоящую или вымышленную опасность. Нужно помнить, что малыш живет в собственном мире, где сказочные персонажи реальны, а неодушевленные предметы могут оживать. Именно поэтому маленький ребенок иногда видит угрозу там, где ее нет. Вне зависимости от того, чем вызвана и как проявляется боязнь, взрослые должны относиться к детским страхам и их коррекции серьезно.

Детские страхи и их коррекция, Коррекция страха у детей дошкольного возраста

Реальный страх. Это нормальная реакция на внешнюю опасность, проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Невротический страх. Это форма бесцельного страха , связанная с нарушениями психических функций, в частности, с неврозом.

Свободный страх. Это состояние боязливого ожидания , которое может появиться в любой момент и не связано с определенной ситуацией или объектом.

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.

Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы Не трогай обожжешься! , Не ходи ты упадешь! и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.

Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.

При помощи рисования дети выражают свои эмоции. Рисунок ребенка отражает его увлечения, интересы, особенности характера и является своеобразным зеркалом его переживаний. Именно поэтому метод коррекции страхов у детей с помощью рисунка является наиболее эффективным. При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь, уменьшается тревожность, связанная с ожиданием чего-то страшного. Нарисованный страх это что-то уже случившееся, а значит, неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Страхи, которые удалось преодолеть в детстве, не будут тревожить взрослого. Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и знать, что ему помогут, если что-то произойдет.

Продолжительность сеанса рисования должна составлять 20 30 минут. Ребенок может нарисовать несколько своих страхов или только один тот, который внушает самую сильную боязнь. Очень важна атмосфера, в которой дети занимаются рисованием. Поддержка и одобрение со стороны мамы и папы помогут малышам чувствовать себя более уверенно и легче преодолеть различные фобии.

Настройте ребенка на рисование.

Прежде чем приступить к изображению страхов, ребенок должен порисовать на нейтральные темы Любимые животные , На улице , Моя семья . Содержание последнего рисунка позволяет понять, какие отношения сложились у малыша с близкими. Если он нарисовал себя рядом с родителями ближе к центру листа, значит, ребенок не страдает от внутрисемейных конфликтов и причина боязни не в них. Если малыш изобразил себя в стороне от всей семьи или одного из родителей, значит, со взрослыми сложились напряженные отношения.

Темой основного рисунка может быть Что-то, чего я боюсь или Страшный сон . Сначала нужно поговорить с ребенком, составить список самых сильных страхов ( Боюсь Бабы-Яги, смерти, медведей, пауков, воды, врачей ). После этого малышу предлагает нарисовать страшные предметы или явления. Если ребенок не знает, как изобразить тот или иной страх, взрослый может в общих чертах подсказать ему. При этом нужно исключить рисование на тему смерти, поскольку она вызывает затруднения как в изображении, так и в понимании. Если ребенок не хочет рисовать страхи, скорее всего, он отрицает их, а значит, их будет сложно преодолеть.

Обратите внимание на цвета, которыми пользовался ребенок. Если на рисунке преобладают черные и серые тона, значит, малыш находится в подавленном состоянии. Сниженное настроение является реакцией психики на большое количество страхов, с которыми она не может справиться. Если на рисунке изображены конкретные пугающие явления и объекты, значит, малыш готов преодолеть свою боязнь.

Обсудите с ребенком нарисованное.

В процессе беседы с малышом важно выразить свое одобрение. Подчеркните, что гордитесь ребенком, который сумел справиться со своей боязнью. Особенно хорошо, когда дети участвуют в коллективном обсуждении рисунков. В таком случае эффект подражания поможет каждому ребенку легче преодолеть свои страхи.

Представьте страхи в положительном свете.

Покажите малышу его собственный рисунок и опишите его персонажей с юмором. Затем спросите, страшно ли ребенку. Если страха больше нет, обязательно похвалите малыша. Это поможет ему ощутить чувство собственного достоинства, поверить в свои силы. Вне зависимости от результата скажите ребенку, что он отлично справился с заданием. Даже если фобия сохраняется, она становится значительно слабее, так как малыш чувствует поддержку со стороны взрослых.

Темой заключительного рисунка в процессе коррекции детских страхов может быть Кем я хочу стать . Это помогает завершить занятие на позитивной ноте, справиться с проблемами, почувствовать себя самостоятельным и уверенным. Ребенок изображает свое будущее, в котором нет места страхам. Для закрепления успехов в конце занятия можно провести игру, например, Кто расскажет лучшую сказку .

Тенотен для детей помощник Вашего малыша в борьбе со страхами!

О admin

x

Check Also

Русские народные сказки для детей 4-5 лет читать

Русские народные сказки для детей средней группы ДОУ Русская народная сказка в обработке В. Даля Война грибов с ягодами Красным летом всего в лесу много и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.

Русские народные сказки для детей 2-3-4 лет читать

Вот она летела, летела и села; Да по сторонам посмотрела. Это присказка. А сказка? Сказка вся впереди. Жили себе дед да баба, И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко: Яичко не простое, золотое.

Русские народные сказки для детей 2 класса читать

Популярные истории в основном разделены на три категории. Это рассказы животных, повседневные истории и сказки. Русские народные истории о животных - одни из самых популярныхдревние виды сказок, которые существуют, их корни восходят ко временам Древней Руси.

Русские народные сказки для детей

Русские народные сказки можно смело назвать энциклопедией русского народа, раскрывающей суть его истории, быта, мировоззрения. Сказки переходят от поколения к поколению, передавая мудрость и понятия о моральных устоях целой нации.

Русские народные сказки детей 7 лет

Секрет старых сказок прост: за века своего существования они миллионы раз пересказывались маленьким слушателям, а потому полностью приспособились к потребностям детей. Первая сказка малыша обязательно должна быть ритмичной, с рифмами и песенками.

Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей сценарий

В России сегодня с любовью сохранились древние церемонии и регулярно отмечен популярный русский праздник . И пока в древние времена не было специального праздника для детей, дети обязательно участвовали во многих из них и играли свою роль.

Русские народные поговорки и пословицы о весне для взрослых, детей

Бизнес 2015 May 22 Смс поздравления с Прощеным воскресеньем в стихах ; 2 марта 2014 Извините за вторжение, Я прошу у вас прощение! Вам, наверное, немножко Поскребли сердечко кошки? Очень каюсь.

Россияне бьют и будут бить детей

Исследования показывают, что порке подвергаются более 60% детей, особенно усердствуют с ремнем и палкой родители-силовики, но в целом по России — матери. 18:26, 06.12.2016 // Росбалт, Блогосфера В ноябре 2016 года в Госдуму внесен проект о декриминализации побоев в семье.

Россия в демографической яме: число рожденных детей упало на 11% – BBC Русская служба

Россия в демографической яме: число рожденных детей упало на 11% Поделиться сообщением в Внешние ссылки откроются в отдельном окне Внешние ссылки откроются в отдельном окне Россия оказалась в новой демографической яме: резко упало число рождений в нынешнем году.

Роль родителей в подготовке детей к школе – Средняя школа №5 г

И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ, Статья в сборнике международной научной конференции

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ Рубрика: 4. Дошкольная педагогика Дата публикации: 23.01.2017 Статья просмотрена: 173 раза Подзорова А. О. Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар.

Роль отца в социализации детей

А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе, Статья в журнале «Молодой ученый&raquo

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе Дата публикации: 02.03.2016 2016-03-02 Статья просмотрена: 1066 раз Тюрина И. А. Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе // Молодой ученый.

Розга ум вострит»? Телесные наказания детей

«Розга ум вострит»? Телесные наказания детей. Исторический экскурс. Еще царь Соломон убеждал сограждан, что розга спасет душу ребенка. Вторит ему образованнейший для своего времени Ян Амос Коменский.

Родителям о детях, развлечения и обучение для детей – Народные приметы на весну

Родителям о детях, развлечения и обучение для детей советы по воспитанию и уходу за детьми, естественное развитие детей, развивающие занятия для детей Народные приметы на весну.

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей), ТЦ Сфера

Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей) Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В. Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Поощрение и наказание детей

Цели: познакомить родителей с фактами проявления жестокости у детей, причинами, ее вызывающими, формами наказания и поощрения детей. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а к родительскому собранию: 1) Запись на магнитофон ответов детей на вопрос: наказывают ли их дома родители и за что? 2) Анкетирование родителей (письменные ответы родителей на вопрос о своих проблемах с ребенком, о методах их воспитания (анонимные). 3) Оформление класса: плакаты с пословицами и поговорками о воспитании, стенд с литературой по данному вопросу; расстановка столов в круг.

Родительское собрание Безопасность детей в сети интернет

Родительское собрание "Безопасность детей в сети интернет" Родительское собрание Безопасность детей в сети интернет Бурова Любовь Александровна, 12.03.2017 Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет.