Главная » Магия » Мистерии Аттиса

Мистерии Аттиса

Мистерии АттисаВо всех религиях под разными именами сияет образ прекрасного страдающего бога, который умирает и воскресает.
Его символом является Солнце, ежеднев-но и ежегодно открывающее мистерию исчезновения и воскресения. Аттис, сын Ве-ликой Матери богов, умирает, лишенный оплодотворяющей силы, и, после долгого сна зимней ночи, ко времени весеннего равноденствия, воскресает.

В вотивных надписях Аттису прилагаются характерные эпитеты солнечного бога: Отец, Святой, непобедимый, менотиранн или царь месяцев, всевышний, вседержитель [1].

[1] Corpus Inscriptionum Latinarum..

В гимнах Аттис воспевается

…как Пан, как Вакх

как пастырь звезд блестящих.

…Ты Кроноса ли род, Зевса ли, блаженный, Реи ль великой,
Здравствуй, о Аттис, Реи звук печальный.
Ассирийцы зовут тебя триждыжеланным Адонисом,
Египтяне – Осирисом, рогом небесного Мена,
Греки – Софией,
Гемоны – Корибантом,
Фригийцы – Папом
или – трупом, или – богом,
или – бесплодным, или пастырем,
или – зеленым колосом, срезанным,
или – свистящим (флейтистом),
рожденным многоплодной миндалью [1].

[1] Hippolytus: Refutatio omnium haeres. V. 9. Тексты, относящиеся к Аттису, собрал Hugo Hepding: Attis, seino Mithen und sein Kult. Glessen 1903. Как общее руководство интересна книга Cumont: Les religions orientales dans le paganisme romain. 1906

Неоплатоник Макробий говорит, что Солнце олицетворяет Аполлон, Вакх, Марс, Меркурий, Эскулап, Геркулес, Юпитер, Сатурн, Пан и др. Глава XXI его Сатурналий называется:

Адонис, Аттис, Осирис и Гор – не что иное, как Солнце; двенадцать знаков Зодиака относятся к природе Солнца.

Император Юлиан, посвященный в мис-терии, называет Аттиса Корибантом, вели-ким Гелиосом, на троне рядом с Матерью управляющим миром, вождем, царем, мудрым (sophos), богом [1]. Нонн называет Аттиса быстрым ангелом Реи, ее прекрасным, тайным сыном, без мужа рожденным, длинно-хитонным [2]. Аттис астрохитонный, с одеждой, усеянной звездами [3], владеет звездной шапочкой, pylos, asterotos, подаренной ему Кибелой [4].

[1] Юлиан. Речь V – О Матери Богов.
[2] Нонн. Дионисии. XXV. 313.
[3] Монеты в Берлинском музее. Imhoof – Blumer. Griechische Munzen. С. 750 п. 748-751, tav. XIII, 7-9. Drexler. Jahrbucher fur cfas. Philologie 149, 1894, s. 321.
[4] Саллюстий-неоплатоник: О Богах и Космосе. 4.

На фригийской шапочке Аттиса иногда изображен полумесяц и солнечные лучи (сардониковая камея и памятник из Остии). На монетах Аттис – в характерной малоазийской одежде с панталонами, усеянной звездами. Иногда на его плече – полумесяц. Правой рукой он опирается на ларец или мистическую цисту. (Значение ларца известно из ). Рядом с Аттисом дерево – гранат, миндаль или сосна. Аттис держит тимпан – как “хризофор, златоносец, бьющий в прекрасные тимпаны” – символ сферы, или планеты, звучащей в движении. В одной руке его ветвь, или бич, которым он гонит планеты, в другой – флейта – символ космической гармонии.

Задумчивый, меланхоличный Аттис под деревом, в грациозной, небрежной позе, скрестив ноги, склонив голову, со своей изогнутой флейтой в руке напоминает жен-ственный образ Кришны в богатой одежде, стоящего под деревом и играющего на флейте. Тонкие, нежные черты возлюблен-ного восточного Аттиса – общи всем полуженственным, космическим бо-жествам-андрогинам, с их “ca rattere di mollezza”, по выражению Висконти.

О рождении Аттиса подробно говорит Арнобий. От Зевсова семени, павшего на камень, рождается демон – андрогин Агдистис. Его лишают мужской силы, и от крови его вырастает дерево – гранат или миндаль. Дочь фригийской реки Сангариос – нимфа Нана, одно из воплощений Кибелы – съедает пплод граната и от этого рождает Аттиса. В восточных мотивах звучат ноты древних оккультных учений. Библейская легенда и в другой версии мифа, где Кибела, дочь царя, находит Аттиса в тростнике, на берегу Сангариос. Халдейский символ, перешедший в Египет, сохранился в истории Моисея. Аттис, сын и любимый жрец Кибелы, служит как носитель священного сосуда при ее храме на Идейской горе, в сосновой роще.

Как бог Света, он гибнет, побежденный тьмою. Раненый кабаном [1], Аттис умирает под сосной или превращается в сосну. Из крови его вырастают фиалки.

[1] Макробий Сат. 21: кабан – символ зимы, ранит Адониса; UaecaHuuVl. 17, Плутарх Серто-рий I; Лукиан. О сирийской богине. 13: кабан убивает Аттиса; Геродот. I. 34-45: Аттис гибнет от копья во время охоты на кабана; кабан преследует Эрота – рисунок на вазе. Boehlau Philolog. X. 1901 г.

Весной справлялись аттидеи – мистерии смерти, оплакивания и воскресения Аттиса. В день выноса – Ехфора – 15 марта, в иных местах в апреле, сосну, символ мертвого Аттиса, подобно трупу, обвитую шерстяными повязками, увенчанную фиалками, несли дендрофоры – жрецы-древоносцы. Верба или березка, украшенная лентами и венками, является воспоминанием древних мистерий.

Впереди главный жрец – отец Аppas, Аттис, или Архигалл – несет на груди эдикулу-храмик со статуей Богини Матери. Рядом с нею Зевс, Гермес и спящий Аттис во фригийской шапочке и с посохом. Они напоминают четырех богов Самофракийских мистерий, где рядом с Матерью Каби-ро и Зевсом Кабиром Гермес волшебным жезлом пробуждает умерщвленного младшего Кабира. На голове Архигалла высокая корона, вроде тиары или митры. Спереди, посредине ее – изображение Зевса, по бокам – две головы Аттиса во фригийских шапочках.

Жрецы Кибелы носили на груди изображения богини – небольшие бюстики в виде барельефов в медальонах, так называемые “типы”, tupoei.

За Архигаллом шли дорифоры – три копьеносца, или корибанты Аттиса. За ними – кистофор, носитель священного ларца, ликнрфор со священной веялкой, кернофоры – сосудоносцы, фиалефоры – жрицы с фиалами и т.д.

Жрецов сопровождали эпопты, мисты, протомисты и новопосвящаемые – неомисты*. Все это были члены братства, братья – jratoreV, как их называют на фригийских и лидийских надписях.

*эпопты , мисты, протомисты и… неомисты – названия адептов различной степени посвящения: эпопты – те, кто прошел последнюю стадию посвящения, мисты – новопосвященные, прото (греч.) – первый, первоначальный, нео (греч.) – новый.

Они в простых белых одеждах без украшений, неомисты-босые. Жрецы и жрицы в белых фригийских шапочках и с венками из белого тополя и укропа.

В Самофракийских и Адонисийских мистериях укроп также священен. Протомисты и неомисты вместо венков носят “стленгиды” – род диадем из тонкой металлической пластинки на кожаном или деревянном обруче.

Как во всех погребальных процессиях мистерий, здесь были певцы надгробных плачевных гимнов и музыканты – аулеты, кифаристы, тимпанисты, кимбалисты и т.д.

Энервирующей и мрачной была оргиастическая музыка тимпанов, медных кимбалов, кроталов и рогов, заглушавших энтузиастическую, пронзительную мелодию жалобной “хриплой” флейты. Женщины плакали, испускали громкие крики, “от горя, стоны с уст срывались”.

Галлы и бакелы – жрецы-евнухи – почти бежали, в экстазе потрясая священными ножами, раня себе руки и грудь, и облива
лись кровью, не чувствуя боли.

Демосфен Высмеивает эти обряды (речь о венке):

В дни прекрасных празднеств экзарх* и прогегемон ведет по улицам увенчанных укропом и белым тополем и, сжимая и поднимая над головой толстощеких змей, кричит: “Эвой сабы”, и пританцовывая: “Влажный аттэс, аттэс влажный…” [1]

[1] Эвой сабы – euoi saboi – непонятные древние фригийские слова, значащие, вероятно, “да здравствуют сабы”, т.е. посвященные в мистерии Сабазия, как назывались Дионис и Аттис. Влажный аттэс, аттэс влажный – также архаическая формула, непонятная непосвященным.

* экзарх – в Древней Греции: глава жрецов при храме

На следующий день и после процессии выноса и внесения сосны в храм был пост и траур. Третий день назывался sanguis – кровь, ибо совершались тавроболии и криоболии – принесение в жертву быка и барана. Сосна орошалась жертвенной кровью.

Засим следовала общая трапеза и всенощное бдение – vigiliae.

После поста и очищения в эту ночь совершается приобщение и посвящение неомиста. В обряде “тронозис” посвящаемого сажают на род трона, покрытого шкурой барана, и из очистительной веялки – ликнон – осыпают чем-то вроде муки или извести, или отрубями.

Барельеф на надгробной урне изображает такой обряд [1]: человек сидит на троне, покрытом шкурой барана, что видно по рогу, свешивающемуся между ног сидящего. Его голова, все тело, правая рука и часть груди закутаны плащом. В левой руке факел. Сзади стоит женщина и держит над его головой ликнон, которым она, очевидно, трясет, осыпая из него посвящаемого. ” Осыпание новобрачных зерном и хмелем напоминает этот ритуал вакхических мистерий.
Закутанный в плащ с головой, посвященный оставляется на время для медитации.

[1] Bulletino della commissione archeologica comunale di Roma. 1879. VII. 2. tav. I-III.

Остроумная, хотя и грубая пародия на этот обряд и вообще на мистерии и на жизнь и веру посвященных – комедия “Об-лака” Аристофана. В ней – пародия на орфические гимны, занятия астрономией, метеорологией, геометрией, географией, естественной историей, диалектикой. Здесь насмешки над медитацией, ученичеством, таинственностью, бедностью и простотой, даже над вегетарианством. Эти нападки характерны и вечны, ибо всегда было непонимание и преследование божественной мудрости в каких бы воплощениях она ни возрождалась. Интересно отметить, что “Облака” не имели успеха.

После тронозиса и медитации посвященного ведут вниз, в подземную священную пещеру (абитоу). Тут его объемлет “дрожь и ужас, холодный пот и изумленье”, будто пришел его последний час и он стоит у врат Аида. В пещере вырыта могила, куда мист должен был лечьь. поднимается плач, как бы по Аттису, которого мист представляет. Его окропляют жертвенной кровью, наподобие крещения – и вдруг плач прекращается, все озаряется и жрец тихо, медленно произносит:
Веруйте, мисты, в бога спасенного, ибо он нам от страданий спасение.

Мист восстает из могилы, как бы оставляя там ветхого Адама, “возрожденный в вечность” (in aeternum renatus) – как Аттис, который первый из мертвых воскрес к новой жизни.

Мисту подносят хлеб на тимпане и чашу с водой на кимбале. После “причастия” мист произносит священную формулу:

С тимпана ел,
с кимбала пил,
нес священный сосуд,
был в сокровенном святилище храма,
стал мистом Аттиса [1].

[1] Климент Александрийский: Увещевание II. 15. Фирмик Матерн: о заблуждении языческих религий. XVIII. 1.

Мисты приветствуют нового миста, преклоняются перед ним и говорят хором:

Скверны избежал, лучшее нашел.

В Элевсинских мистериях посвящаемому также подносится чаша с напитком, что изображается и на мистических вазах, относящихся к Самофракийским мистериям. Выражение “пить из чаши мудрости” произошло от мистерий.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Как развить в себе ясновидение: теория и тренировки для сверхспособностей

Как стать ясновидящим и использовать свои способности У вас появляются небывалые силы. Видеть сквозь предметы, читать по глазам человека его судьбу — лишь малая часть того, что вы будете способны.

О приворотах на любовь парня и девушки. Виды приворотов и последствия приворота

Привороты на любовь, по любой методике могут быть разделен на две категории. Первая – влияние ...

Судьба вашего дома заключена в числах

В этой статье: Нумерология квартиры и адреса; Расчет и расшифровка значений; Фен шуй: советы от ...

Очень мощная мантра для похудения: читаем правильно и худеем

Людям, мечтающим похудеть или устранить ненужные килограммы поможет мантра для похудения, очень мощная и реально ...

Онлайн гадание Бросить на Рунах

Чтобы научится понимать язык рун, нужно познать их имена и значения. Это целая наука, постигнуть ...

Симоронские техники похудения

  Лишние килограммы не только отрицательно сказываются на внешности и привлекательности человека, но и негативно ...

Совершенство и гармония числа 33

В этой статье: Магическое число 33; Люди числа 33: плюсы и минусы; Характеристика управляющего числа. ...

Обсуждение, к чему снится, что выходишь замуж. Узнаем из сонника значение сна в разных вариантах

Свадьба – счастливое событие. Особенно рады этому празднику представительницы прекрасного пола, и он им нередко ...

Партнерские отношения Овнов и Весов

В этой статье: Союз Овна и Весов; Характеристика пар; Совместимость в отношениях. Овен и Весы ...

Молитвы, чтобы обрести здоровье

В этой статье: Слова о здравии больного; Слова о здоровье ребенка; Слова о здоровье к ...

Определение сглаза на человеке

В этой статье: Как определить сглаз? Проверка ребенка; Проверка на сглаз взрослого человека. Как определить ...

Онлайн гадание на шариках Рунах

Руны носят в себе очень мощною энергетику, и каждая из них является своеобразным посланием, которое ...

Несколько советов по выбору оберега, для начинающих

1. Если у вас есть знакомые, которые обладают видением, то попросите их, выбрать вам амулет. ...

Побороть сглаз и порчу используя слово Божье

В этой статье: Значение и сила молитвы; Когда можно использовать молитвы; Как защититься от порчи; ...

Невидимая защита с помощью заговора на булавку

В этой статье: Как может помочь обычная булавка?; Быстрые заговоры на булавку; Как может помочь ...

Значение амулета клык волка

В жизни очень нужна смелость и уверенность, в достижении этого помогает амулет клык волка. Талисман ...

Браслет #8211; красная нить желаний: как правильно носить талисман?

На руках у многих людей можно заметить красные ниточки. Многие даже не знают о том, что ...

Камень талисман для Водолея

Женщины, родившиеся под знаком зодиака Водолей, неземные, противоречивые существа. Сама по себе энергетика знака сложна ...