Главная » Развитие детей » Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций.

Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды — первый раз физически и второй — духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные пробле­мы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошколь­ников невротических отклонений. В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет 8,2; у 352 девочек — 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов — 6,9; у 705 девочек — 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек. Среднее число страхов по годам отражено в табл. 1.

Процентное соотношение различных страхов у детей представлено в табл. 2. Условно они разделены на 7 групп: «медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны); страхи смерти себя и родителей; страхи животных и сказочных персонажей; страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства).

Из табл. 2 видно, что страхи нападения и пожара (у девочек вне возраста), войны и смерти (у девочек вне возраста и мальчиков-школьников), смерти родителей (у мальчиков и девочек вне возраста), сказочных персонажей (у девочек-дошкольниц), опоздать (у девочек-школьниц) и глубины (у девочек-дошкольниц) превышают 50%. У дошкольников (мальчиков и девочек) достоверно чаще встречаются страхи боли, уколов, транспорта, огня, животных, сказочных персонажей, страхи перед засыпанием, страхи темноты, страшных снов, наказания, одиночества, глубины, воды и площадей. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей и опоздания. Знание возрастной динамики страхов позволяет правильно оценить их «своевременность» в каждом конкретном случае.

Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональ­ных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

О admin

x

Check Also

Журнал Стрекозы — Про кнут и пряник или Как воспитывают детей в разных странах

Про кнут и пряник или Как воспитывают детей в разных странах Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Воспитание - дело очень тонкое.

Жизнь детей после развода родителей, BabyTut

Развод в настоящее время совсем не редкость. Согласно неутешительной статистике, около половины из заключенных в России браков распадаются. Хотя отношение общества к разводам становится все более терпимым, распад семьи является серьезным стрессом для всех ее членов.

Животные и дети в доме: какие плюсы и минусы — рассказывает мама двоих детей

Домашние животные: мама двоих детей и одной собаки рассказала все «за» и «против» Домашние животные – неотъемлемая часть моей жизни лет с восьми.

Если родители разводятся – проблемы детей

Папа и мама больше не хотят быть вместе ситуация не редкая, правда? Многим детям приходится пережить развод родителей. Расставаться болезненно и самим взрослым, а каково же тогда понять и принять этот факт детской психике? Как разрыв отношений влияет на ребенка, каким образом вести себя матери с отцом, чтобы достойно выйти из непростой ситуации советы семейных психологов.

Если разгорелся пожар! Эти 3 простые правила спасут ваших детей

Если разгорелся пожар! Эти 3 простые правила спасут ваших детей. Уже который год статистика пожаров в России продолжает пугать нас своими данными. 25 марта произошел трагический пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». В пламени пострадали и погибли десятки человек.

Если в классе появился новенький… — Здоровье моих детей

Дети реагируют на появление новенького все по-разному. И здесь большую роль играет учитель. Я всегда старалась настроить класс на радушную встречу. Объясняла им, что новенький будет стесняться, теряться, просила их порасспрашивать его (где учился, где живет, кто в семье, что любит, во что играет и т.д.). Предупреждала, что новенький не сразу запомнит всех, нужно ему помогать.

Единое родительское собрание по вопросам «Интернет-безопасность детей&raquo

Единое родительское собрание по вопросам «Интернет-безопасность детей» Современные дети и подростки легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими.

Европейское просвещение детей

Европейское просвещение детей. уроки полового воспитания Как же тогда в 90-х нам учительница по ОБЖ объясняла как пользоваться презервативом. Это в 9-м классе-то. А давайте посмотрим на наш родной дом: ОПА! Аналогичные случаи! Как такое может быть? У нас с кровавой Эуропой - те же проблемы! НЕЕЕЕЕЕТ! Разрыв шаблона! . (опустив глаза в пол) я возненавидел презервативы и не пользуюсь ими.

Дума приняла закон о запрете телесных наказаний детей, Православное Осколье

21 июня 2016 г. Государственной Думой принят в окончательном, третьем чтении проект федерального закона N 953369-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». Законопроект был внесен Верховным Судом Российской Федерации с целью реализации поручения Президента РФ В.В. Путина, который в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил частично декриминализировать некоторые преступления, то есть отменить уголовную ответственность за преступления небольшой тяжести.

ДУМ РТ проводит семинар по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей

ДУМ РТ проводит семинар по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей Духовное управление мусульман Республики Татарстан совместно со школой приемных родителей при ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом Кировского района г.Казани организует бесплатный семинар, который состоится с 14 по 17 апреля 2014 года в мечети Ярдам по адресу: РТ, г.Казань, ул. Серова 4 а. Цель обучения - подготовка консультативных групп по оказанию помощи гражданам, желающим принять детей и принявших сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Домашние животные: в чем польза для детей?

Хотя смерть домашнего питомца может быть очень душераздирающим событием для детей, - даже в этом случае ребенок получает ценный урок жизни, и вы можете психологически подготовить его к тем потерям, которые его ждут в будущем.

Домашние животные для детей: рекомендации по выбору

Некоторые педиатры скептически смотрят на общение домашних животных с детьми, аргументируя это опасностью заражения инфекциями и гельминтами. Так ли это, подскажет ProstоВaby.

Домашние животные для детей: правила выбора и советы по уходу

Домашние животные для детей могут стать настоящими друзьями, если родители с самого рождения ребенка станут приучать его с уважением и вниманием относиться к питомцам. Общение с животными подарит немало радостных моментов не только малышу, но и вам.

Домашние животные для детей — стоит ли заводить питомца

Домашние животные для детей - стоит ли заводить питомца Домашнее животное это самый преданный друг и хороший товарищ для ребенка. Нередко дети просят у родителей завести собачку или котенка, но многие родители отказывают им в таком удовольствии, ссылаясь на грязь, неприятных запах и болезнетворных микробов.

Домашние животные для детей

В жизни любого родителя наступает непростой момент, когда любимое чадо, прижав к себе пищащий, сопящий или мурчащий мохнатый комочек, смотрит немигающим молящим взором прямо в душу взрослого: Оставим, а? Что ответить малышу? В этой непростой ситуации сразу возникает острая зависть к людям, жившим когда-то натуральным хозяйством, где у каждого был полон двор живности, а желание ребенка взять щенка или котенка не вызывало бури в семейном стане.

Домашние животные в жизни детей, Советы опытной мамы

Здравствуйте, дорогие друзья! В этой статье мне бы хотелось поговорить на тему: что значат домашние животные в жизни детей, и какое влияние они оказывают на их развитие и воспитание.

Домашнее насилие в семье над детьми – как защитить наших детей от семейного насилия, Психологические тренинги и курсы он-лайн

Домашнее насилие над детьми: дамоклов меч над судьбой человечества В чем причина домашнего насилия в семье? Откуда берется проблема жестокого обращения, физического и психологического насилия над детьми и женщинами у вполне достойных, на первый взгляд, людей? Что делать и как защититься детям – жертвам семейного насилия? Ночь.

Доклад на тему: Поощрение и наказание детей

Доклад на родительском собрании на тему: Поощрение и наказание детей .Доклад сопровождается презентацией. Целевая аудитория: родители учащихся начальной и средней школы . «Доклад на тему: "Поощрение и наказание детей"» Поощрения и наказания Детей наказывай стыдом, а не кнутом.