Главная » Магия » Мистерии Аттиса

Мистерии Аттиса

Мистерии АттисаВо всех религиях под разными именами сияет образ прекрасного страдающего бога, который умирает и воскресает.
Его символом является Солнце, ежеднев-но и ежегодно открывающее мистерию исчезновения и воскресения. Аттис, сын Ве-ликой Матери богов, умирает, лишенный оплодотворяющей силы, и, после долгого сна зимней ночи, ко времени весеннего равноденствия, воскресает.

В вотивных надписях Аттису прилагаются характерные эпитеты солнечного бога: Отец, Святой, непобедимый, менотиранн или царь месяцев, всевышний, вседержитель [1].

[1] Corpus Inscriptionum Latinarum..

В гимнах Аттис воспевается

…как Пан, как Вакх

как пастырь звезд блестящих.

…Ты Кроноса ли род, Зевса ли, блаженный, Реи ль великой,
Здравствуй, о Аттис, Реи звук печальный.
Ассирийцы зовут тебя триждыжеланным Адонисом,
Египтяне — Осирисом, рогом небесного Мена,
Греки — Софией,
Гемоны — Корибантом,
Фригийцы — Папом
или — трупом, или — богом,
или — бесплодным, или пастырем,
или — зеленым колосом, срезанным,
или — свистящим (флейтистом),
рожденным многоплодной миндалью [1].

[1] Hippolytus: Refutatio omnium haeres. V. 9. Тексты, относящиеся к Аттису, собрал Hugo Hepding: Attis, seino Mithen und sein Kult. Glessen 1903. Как общее руководство интересна книга Cumont: Les religions orientales dans le paganisme romain. 1906

Неоплатоник Макробий говорит, что Солнце олицетворяет Аполлон, Вакх, Марс, Меркурий, Эскулап, Геркулес, Юпитер, Сатурн, Пан и др. Глава XXI его Сатурналий называется:

Адонис, Аттис, Осирис и Гор — не что иное, как Солнце; двенадцать знаков Зодиака относятся к природе Солнца.

Император Юлиан, посвященный в мис-терии, называет Аттиса Корибантом, вели-ким Гелиосом, на троне рядом с Матерью управляющим миром, вождем, царем, мудрым (sophos), богом [1]. Нонн называет Аттиса быстрым ангелом Реи, ее прекрасным, тайным сыном, без мужа рожденным, длинно-хитонным [2]. Аттис астрохитонный, с одеждой, усеянной звездами [3], владеет звездной шапочкой, pylos, asterotos, подаренной ему Кибелой [4].

[1] Юлиан. Речь V — О Матери Богов.
[2] Нонн. Дионисии. XXV. 313.
[3] Монеты в Берлинском музее. Imhoof — Blumer. Griechische Munzen. С. 750 п. 748-751, tav. XIII, 7-9. Drexler. Jahrbucher fur cfas. Philologie 149, 1894, s. 321.
[4] Саллюстий-неоплатоник: О Богах и Космосе. 4.

На фригийской шапочке Аттиса иногда изображен полумесяц и солнечные лучи (сардониковая камея и памятник из Остии). На монетах Аттис — в характерной малоазийской одежде с панталонами, усеянной звездами. Иногда на его плече — полумесяц. Правой рукой он опирается на ларец или мистическую цисту. (Значение ларца известно из ). Рядом с Аттисом дерево — гранат, миндаль или сосна. Аттис держит тимпан — как «хризофор, златоносец, бьющий в прекрасные тимпаны» — символ сферы, или планеты, звучащей в движении. В одной руке его ветвь, или бич, которым он гонит планеты, в другой — флейта — символ космической гармонии.

Задумчивый, меланхоличный Аттис под деревом, в грациозной, небрежной позе, скрестив ноги, склонив голову, со своей изогнутой флейтой в руке напоминает жен-ственный образ Кришны в богатой одежде, стоящего под деревом и играющего на флейте. Тонкие, нежные черты возлюблен-ного восточного Аттиса — общи всем полуженственным, космическим бо-жествам-андрогинам, с их «ca rattere di mollezza», по выражению Висконти.

О рождении Аттиса подробно говорит Арнобий. От Зевсова семени, павшего на камень, рождается демон — андрогин Агдистис. Его лишают мужской силы, и от крови его вырастает дерево — гранат или миндаль. Дочь фригийской реки Сангариос — нимфа Нана, одно из воплощений Кибелы — съедает пплод граната и от этого рождает Аттиса. В восточных мотивах звучат ноты древних оккультных учений. Библейская легенда и в другой версии мифа, где Кибела, дочь царя, находит Аттиса в тростнике, на берегу Сангариос. Халдейский символ, перешедший в Египет, сохранился в истории Моисея. Аттис, сын и любимый жрец Кибелы, служит как носитель священного сосуда при ее храме на Идейской горе, в сосновой роще.

Как бог Света, он гибнет, побежденный тьмою. Раненый кабаном [1], Аттис умирает под сосной или превращается в сосну. Из крови его вырастают фиалки.

[1] Макробий Сат. 21: кабан — символ зимы, ранит Адониса; UaecaHuuVl. 17, Плутарх Серто-рий I; Лукиан. О сирийской богине. 13: кабан убивает Аттиса; Геродот. I. 34-45: Аттис гибнет от копья во время охоты на кабана; кабан преследует Эрота — рисунок на вазе. Boehlau Philolog. X. 1901 г.

Весной справлялись аттидеи — мистерии смерти, оплакивания и воскресения Аттиса. В день выноса — Ехфора — 15 марта, в иных местах в апреле, сосну, символ мертвого Аттиса, подобно трупу, обвитую шерстяными повязками, увенчанную фиалками, несли дендрофоры — жрецы-древоносцы. Верба или березка, украшенная лентами и венками, является воспоминанием древних мистерий.

Впереди главный жрец — отец Аppas, Аттис, или Архигалл — несет на груди эдикулу-храмик со статуей Богини Матери. Рядом с нею Зевс, Гермес и спящий Аттис во фригийской шапочке и с посохом. Они напоминают четырех богов Самофракийских мистерий, где рядом с Матерью Каби-ро и Зевсом Кабиром Гермес волшебным жезлом пробуждает умерщвленного младшего Кабира. На голове Архигалла высокая корона, вроде тиары или митры. Спереди, посредине ее — изображение Зевса, по бокам — две головы Аттиса во фригийских шапочках.

Жрецы Кибелы носили на груди изображения богини — небольшие бюстики в виде барельефов в медальонах, так называемые «типы», tupoei.

За Архигаллом шли дорифоры — три копьеносца, или корибанты Аттиса. За ними — кистофор, носитель священного ларца, ликнрфор со священной веялкой, кернофоры — сосудоносцы, фиалефоры — жрицы с фиалами и т.д.

Жрецов сопровождали эпопты, мисты, протомисты и новопосвящаемые — неомисты*. Все это были члены братства, братья — jratoreV, как их называют на фригийских и лидийских надписях.

*эпопты , мисты, протомисты и… неомисты — названия адептов различной степени посвящения: эпопты — те, кто прошел последнюю стадию посвящения, мисты — новопосвященные, прото (греч.) — первый, первоначальный, нео (греч.) — новый.

Они в простых белых одеждах без украшений, неомисты-босые. Жрецы и жрицы в белых фригийских шапочках и с венками из белого тополя и укропа.

В Самофракийских и Адонисийских мистериях укроп также священен. Протомисты и неомисты вместо венков носят «стленгиды» — род диадем из тонкой металлической пластинки на кожаном или деревянном обруче.

Как во всех погребальных процессиях мистерий, здесь были певцы надгробных плачевных гимнов и музыканты — аулеты, кифаристы, тимпанисты, кимбалисты и т.д.

Энервирующей и мрачной была оргиастическая музыка тимпанов, медных кимбалов, кроталов и рогов, заглушавших энтузиастическую, пронзительную мелодию жалобной «хриплой» флейты. Женщины плакали, испускали громкие крики, «от горя, стоны с уст срывались».

Галлы и бакелы — жрецы-евнухи — почти бежали, в экстазе потрясая священными ножами, раня себе руки и грудь, и облива
лись кровью, не чувствуя боли.

Демосфен Высмеивает эти обряды (речь о венке):

В дни прекрасных празднеств экзарх* и прогегемон ведет по улицам увенчанных укропом и белым тополем и, сжимая и поднимая над головой толстощеких змей, кричит: «Эвой сабы», и пританцовывая: «Влажный аттэс, аттэс влажный…» [1]

[1] Эвой сабы — euoi saboi — непонятные древние фригийские слова, значащие, вероятно, «да здравствуют сабы», т.е. посвященные в мистерии Сабазия, как назывались Дионис и Аттис. Влажный аттэс, аттэс влажный — также архаическая формула, непонятная непосвященным.

* экзарх — в Древней Греции: глава жрецов при храме

На следующий день и после процессии выноса и внесения сосны в храм был пост и траур. Третий день назывался sanguis — кровь, ибо совершались тавроболии и криоболии — принесение в жертву быка и барана. Сосна орошалась жертвенной кровью.

Засим следовала общая трапеза и всенощное бдение — vigiliae.

После поста и очищения в эту ночь совершается приобщение и посвящение неомиста. В обряде «тронозис» посвящаемого сажают на род трона, покрытого шкурой барана, и из очистительной веялки — ликнон — осыпают чем-то вроде муки или извести, или отрубями.

Барельеф на надгробной урне изображает такой обряд [1]: человек сидит на троне, покрытом шкурой барана, что видно по рогу, свешивающемуся между ног сидящего. Его голова, все тело, правая рука и часть груди закутаны плащом. В левой руке факел. Сзади стоит женщина и держит над его головой ликнон, которым она, очевидно, трясет, осыпая из него посвящаемого. » Осыпание новобрачных зерном и хмелем напоминает этот ритуал вакхических мистерий.
Закутанный в плащ с головой, посвященный оставляется на время для медитации.

[1] Bulletino della commissione archeologica comunale di Roma. 1879. VII. 2. tav. I-III.

Остроумная, хотя и грубая пародия на этот обряд и вообще на мистерии и на жизнь и веру посвященных — комедия «Об-лака» Аристофана. В ней — пародия на орфические гимны, занятия астрономией, метеорологией, геометрией, географией, естественной историей, диалектикой. Здесь насмешки над медитацией, ученичеством, таинственностью, бедностью и простотой, даже над вегетарианством. Эти нападки характерны и вечны, ибо всегда было непонимание и преследование божественной мудрости в каких бы воплощениях она ни возрождалась. Интересно отметить, что «Облака» не имели успеха.

После тронозиса и медитации посвященного ведут вниз, в подземную священную пещеру (абитоу). Тут его объемлет «дрожь и ужас, холодный пот и изумленье», будто пришел его последний час и он стоит у врат Аида. В пещере вырыта могила, куда мист должен был лечьь. поднимается плач, как бы по Аттису, которого мист представляет. Его окропляют жертвенной кровью, наподобие крещения — и вдруг плач прекращается, все озаряется и жрец тихо, медленно произносит:
Веруйте, мисты, в бога спасенного, ибо он нам от страданий спасение.

Мист восстает из могилы, как бы оставляя там ветхого Адама, «возрожденный в вечность» (in aeternum renatus) — как Аттис, который первый из мертвых воскрес к новой жизни.

Мисту подносят хлеб на тимпане и чашу с водой на кимбале. После «причастия» мист произносит священную формулу:

С тимпана ел,
с кимбала пил,
нес священный сосуд,
был в сокровенном святилище храма,
стал мистом Аттиса [1].

[1] Климент Александрийский: Увещевание II. 15. Фирмик Матерн: о заблуждении языческих религий. XVIII. 1.

Мисты приветствуют нового миста, преклоняются перед ним и говорят хором:

Скверны избежал, лучшее нашел.

В Элевсинских мистериях посвящаемому также подносится чаша с напитком, что изображается и на мистических вазах, относящихся к Самофракийским мистериям. Выражение «пить из чаши мудрости» произошло от мистерий.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Рассмотрим, к чему снится кормить ребенка грудным молоком во сне. Тайны сонника

Если для молодой матери, и наяву кормящей ребенка грудью, сон с таким же сюжетом является ...

Как провести ритуал Вуду на обогащение

У каждого в жизни бывают периоды, когда денег категорически ни на что не хватает, денежный ...

Амулет Стрекоза

Стрекоза имеет красивую, яркую окраску, похожую на блеск драгоценных камней. Ярким цветам требуется время, чтобы ...

Обряды и ритуалы на полнолуние

Обряды и ритуалы на полнолуние Существует множество обрядов и ритуалов, которые совершаются именно в полнолуние, потому что обращение идёт к Луне, благодаря которой все мы живём на этой прекрасной планете.

Онлайн гадание на цветах на любовь

Виртуальное гадание на цветах поможет узнать о чувствах, которые сейчас между вами. Для этого нужно ...

Как стать успешнее с денежной лягушкой

Использование талисманов фен шуй давно стало обычной практикой для людей, проживающих далеко за пределами Китая. ...

Секреты магии мусульманских талисманов

Магия Востока считается одной из самых сильных и необычных. Созданные с ее помощью талисманы и ...

Энергетический вампир: кто он и как от него уберечься?

Кто такой энергетический вампир и как защитить себя от него? Энергетический вампир – это человек, который осознанно либо бессознательно забирает чужую энергию. Подобно ворам, которые постоянно крадут ценные вещи, энергетические вампиры регулярно отбирают самую большую ценность окружающих – их жизненную силу, за счёт чего заметно оздоравливаются и начинают чувствовать себя лучше.

Избавление от сглаза с помощью иконы

  Размещение в своем доме икон с давних пор считается одним из главных обычаев русского ...

Снятие сглаза спичками

Огонь — это лучшее средство от избавления от любых негативных предпосылок и действий. Поэтому колдуны, ...

Онлайн гадание Любовное гадание

Хотите узнать о том, что принесут вам отношения с молодым человеком? Используйте для этого простое ...

На рыбалку

Нынешний век – время активного развития науки и техники. Люди исследовали уже почти все тайны ...

Амулеты для привлечения денег и удачи: изготовь своими руками

Если вы постоянно испытываете финансовые трудности, то амулеты для привлечения денег и удачи своими руками ...

Заговор на любовь мужа

В супружеской жизни в любой момент может случиться разлад. И бывает так, что в этом ...

Мощные магические помощники обереги #8212; как самому их сделать?

Сложно переоценить свойства и пользу сделанных собственноручно разных магических вещиц (талисманы, амулеты, обереги). Такие предметы ...

Чертог Девы и богиня Джива в славянском гороскопе

В славянской культуре полно символов, отождествляющих божественные существа. Чертог девы считается символом Богородицы Дживы. Она представляет собой ...

Как повысить энергетику? Восстановление и повышение энергетики мужчины или женщины

Как повысить энергетику? Восстановление и повышение энергетики мужчины или женщины Далеко не все люди задумываются о том, что нужно беречь свою внутреннюю энергию так же, как и собственное здоровье.

Как сделать талисман, который привлечет в жизнь удачу?

Исторически так сложилось, что каждое поколение предков оставляло после себя традиции, легенды, предметы искусства и ...